Контейнер боится стужи

Русский бизнес
Москва, 02.11.2020
«Эксперт» №45 (1183)
Грузовую базу Севморпути обеспечат действующие и перспективные проекты разработки заполярных недр. Транзитные перспективы у трассы минимальные

В порту Мурманска поднят флаг России на ледоколе «Арктика». Самый мощный в мире атомный ледокол, головное судно проекта 22220, после успешных ледовых испытаний вошел в состав российского атомного флота.

Гигант водоизмещением 33,5 тыс. тонн приводят в движение два атомных реактора РИТМ-200 мощностью 175 МВт каждый (достаточно для энергоснабжения небольшого города), он может пробивать лед толщиной до трех метров.

Сегодня в акватории Северного морского пути (СМП) работают четыре атомных ледокола: «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Таймыр». Есть и вспомогательные дизельные ледоколы, некоторые из них ведут проводку в арктических портах (сводную таблицу «Морской ледокольный флот России» см. в статье «Панда на полюсе», «Эксперт» № 34 за 2019 год). Функции каждого из них определяются ледовым классом судна. Через сплошное ледяное поле толще двух метров могут пройти только ледоколы класса Icebreaker9. У России таких было два, «Ямал» и «50 лет Победы». «Арктика» стала третьим.

Проект строительства ледоколов этой серии стартовал в 2013 году. К 2024 году исполнитель контракта Балтийский завод в Санкт-Петербурге должен изготовить еще четыре судна этого проекта – «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка».

Но этим планы наращивания Россией ледокольного флота не исчерпываются. Главными на восточном плече СМП станут атомоходы «Лидер» — три уникальные по мощности (120 МВт) машины проекта 10510 должны встать в строй в 2027, 2030 и 2034 годах соответственно. Шестого июля текущего года на верфи «Звезда» в Приморском крае стартовало строительство головного ледокола серии, получившего название «Россия».

Программа усиления ледокольного флота порождена необходимостью вывоза природных ресурсов Арктики по СМП. Уже запущены либо находятся в стадии разработки целый ряд амбициозных проектов по освоению заполярных недр.

Объем перевозок по Северному морскому пути уже в 2016 году превысил максимальные советские показатели. По итогам 2019 года по СМП было перевезено 30,8 млн тонн, главным образом за счет освоения нефтегазовых ресурсов Арктики (см. график 1). А к 2030 году руководство страны поставило задачу довести объем грузоперевозок по СМП до 80 млн тонн.

Грузовую базу Севморпути в настоящее время создают СПГ-проекты «НоваТЭКа» (для обслуживания завода «Ямал-СПГ» был даже построен порт Сабетта), вывоз металлических грузов из Норильского промышленного района, нефтяные проекты (например, осуществляемый «Газпром нефтью» вывоз нефти с Новопортовского месторождения с использованием берегового наливного комплекса и флота танкеров.

Есть все основания полагать, что эта грузовая база будет расти. Так, до 2023 года «НоваТЭК» планирует ввести в строй Обский СПГ (4,8 млн тонн в год) и «Арктик СПГ — 2» (19,8 млн тонн в год), что пропорционально увеличит объем перевозок по СМП.

«Газпром нефть» рассматривает возможность реализации проекта «Енисей» — освоения двух лицензионных участков на Гыданском полуострове с вывозом продукции через портовый терминал мощностью до 20 млн тонн.

«Таймырнефтег

Новости партнеров

«Эксперт»
№45 (1183) 2 ноября 2020
Размер доказал значение
Содержание:
Авиацию дозаправляют деньгами и преференциями

Российские власти поддерживают игроков отрасли в расчете на восстановление не только авиаперевозок, но и отечественного авиастроения

Главная новость
Наука и технологии
Реклама