Новая волна маркировки потопила фармрынок

Зачем бизнес и потребителей заставляют платить миллиарды за систему маркировки

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

— Проблема не решена! Подождите минутку. — Владелец липецкой аптеки «Вита-Фарм» Татьяна Морозова сама стоит за прилавком и отвечает на вопросы «Эксперта» по телефону, попутно отпуская лекарства. — Мы в «Союзфарме» (ассоциация аптек. — «Эксперт») обмениваемся скриншотами, вот сегодня КИЗ опять не пробиваются и не отправляются в «Честный знак», система пишет: «КИЗ не найден». Нам говорят: отправляйте лекарства обратно производителям, и пусть они там разбираются».

Речь идет о проблемах с продажей лекарств, которые начались этой осенью и уже переросли в скандал. КИЗ — контрольные идентификационные знаки, которыми как раз и маркируются лекарства, а также табак, шубы, автомобильные покрышки, обувь и еще некоторые товары. Но именно ситуация с лекарствами выявила несовершенство системы маркировки. В аптеках ряда российских регионов сейчас невозможно купить интерферон, азитромицин, левофлоксацин, парацетамол и ряд других препаратов — и дело не в отсутствии лекарств, а в сбоях в процессе самой продажи.

 

Не пометить, а проследить

 

Чтобы размотать клубок и понять, почему в разгар пандемии россияне столкнулись с тем, что аптеки не в состоянии продать им лекарства, придется вернуться на три года назад. Тогда, в 2017-м, российское правительство решило внедрить систему маркировки товаров под названием «Честный знак». Идея маркировки (чипирования), казалось бы, гениальна и проста: повесить специальную метку на всю «белую» продукцию и сделать так, чтобы проводить через кассу можно было только ее. Тогда торговля контрафактом — ввезенным или произведенным в России — станет в принципе невозможна. Однако уже тогда было понятно, что заодно система маркировки можно серьезно взвинтить цены, создать дефицит на рынках и выдавить из торговли малый бизнес, о чем и предупреждал «Эксперт», разобравшись в ее функционировании (см. «Тайная жизнь молока и покрышек», № 1–3 за 2019 год).

К системе маркировки в России подошли с размахом — аналогов нигде в мире нет. В ряде стран действует маркировка на отдельных рынках, обычно алкогольном и некоторых других, где особо высока доля контрафакта плюс этот контрафакт может быть опасным для здоровья покупателей. Но российские власти при поддержке «Ростеха» и ряда других бизнесменов задумали не имеющую аналогов всеобъемлющую систему прослеживания. К 2024 году она должна охватить все группы потребительских товаров: на каждую единицу — покрышку, пару обуви, флакон духов, пачку масла и т. д. — должен быть при производстве нанесен тот самый КИЗ, и дальше вся информация о движении товара будет по этому КИЗу отслеживаться вплоть до момента продажи его конечному покупателю. Полная победа над контрафактом, только белая торговля, налоговики и таможня видят в реальном времени движение товара.

Сначала ответственный за маркировку Минпромторг утверждал, что вводится она по инициативе самого бизнеса, но внезапно бизнес стал активно протестовать против введения маркировки. Не помогли и заверения Минпромторга и оператора системы, Центра развития перспекти

Новости партнеров

«Эксперт»
№46 (1184) 9 ноября 2020
OFFSITE?
Содержание:
Stop the count!

«Остановите подсчет» — эмоциональные твиты Трампа против архаичной избирательной системы. Президент уступает лидерство Джо Байдену, но рассчитывает отыграться в судах. В США конституционный кризис

Реклама