Динамика «сверхгородов»

Политика
Москва, 16.11.2020
«Эксперт» №47 (1185)
Власти планируют ускорить развитие агломераций, но специалисты считают, что законодательные инициативы сырые и лишь плодят еще большую бюрократию на местах

СЕРГЕЙ ФАДЕИЧЕВ/ТАСС

После многолетних дискуссий в России наконец может появиться законодательная база для нового управленческого формата, однако чиновники проявили осторожность в подходах и снискали немало критики. Министерство экономического развития объявило о разработке новаций в законодательстве. Был предложен проект федерального закона «О городских агломерациях», а также изменения в Гражданский кодекс и иные нормативно-правовые акты, нацеленные на развитие городских агломераций и межмуниципального сотрудничества.

Однако реакция сторонников развития территории страны через крупные формы была неоднозначной.

Когда мы говорим об агломерации, чаще всего имеем в виду единую форму управления сложно организованной территорией. Однако пока речь, как правило, идет о сложной системе кооперации между муниципалитетами для решения общих задач внутри единого хозяйственного образования.

В Европе агломерационный формат успешно функционирует довольно давно. Есть две наиболее востребованные модели межмуниципального сотрудничества, которые взаимодополняют друг друга, подчеркивают специалисты. Первая связана с развитием форм кооперации в рамках той или иной хозяйственной деятельности. Например, межмуниципальной организацией является система метро и общественного транспорта агломерации Страсбурга. То есть несколько муниципалитетов создают организацию, в которой в качестве соучредителей состоят банки, энергетики, лизинговые компании. И вся транспортная система агломерации управляется сообща.

Вторая модель активно используется во Франции, Польше, Германии и даже Малайзии. Несколько административных субъектов формируют межмуниципальное публично-правовое образование, которому передается часть полномочий в разных сферах. Это долгосрочная стабильная система управления, которая со временем только увеличивает количество решаемых вопросов. В нашей стране на такую модель пока не решились, потому что пришлось бы менять множество уже привычных правовых норм. Кроме того, неизбежно возник бы вопрос о разделе «сфер влияния».

Например, Алексей Кудрин еще в должности председателя Центра стратегических разработок предлагал ввести Казань в агломерацию с Ульяновском и Самарой. По его мнению, существующие административные границы нужно было стереть и укрупнить субъекты федерации. Подобные изменения пока не получили отражения на практике. Сложности возникли, видимо, и потому, что назначение «первого среди равных» было бы болезненно воспринято другими участниками союза.

В итоге в Минэкономразвития решили более детально проработать первый вариант: развитие сотрудничества между муниципалитетами, которые хотя бы по географическим обстоятельствам имеют общие хозяйственные задачи. Видимо, это обусловлено и характерным для России устройством «сверхгородов», когда городское ядро придает импульс развитию окраин и постепенно расширяется за счет прилегающих территорий. Это справедливо для крупнейших отечественных агломераций: Московской, Санкт-Петербургской, Самарско-Тольяттинской, Сочинской, Нижегородской, Екатери

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (1185) 16 ноября 2020
Кризиса никто не ждет
Содержание:
Упал, отжался, захромал

Разворачивание второй волны эпидемии коронавируса привело к возобновлению спада на рынках услуг и многих b2c-бизнесов. Тем не менее в экономике достаточно очагов роста, которые не дадут ей скатиться в новый кризис. Кроме того, Банк России ведет грамотную контрциклическую политику, поддерживающую хозяйство деньгами

Экономика и финансы
Реклама