«Поехали!» Да нет. Приехали

Мнение
Москва, 16.11.2020
«Эксперт» №47 (1185)

«Роскосмос» подал заявку на регистрацию в качестве товарного знака гагаринского возгласа «Поехали!» — сообщило РИА «Новости». В качестве объяснения первым делом говорится, конечно, об исторической памяти. Что ж, вспомним.

Когда-то Юрий Алексеевич Гагарин полетел в космос. Он был первым, кто это сделал. Его распирало от счастья, от волнения, от готовности начать делать совершенно необычную работу, которую не делал до него ни один землянин. Это выразилось в восклицании «Поехали!».

Перед этим Гагарин (позывной «Кедр») сидел в ракете на полигоне Тюратам (в будущем космодром Байконур) и переговаривался с Сергеем Павловичем Королевым (позывной «Заря-1»), находившемся на полигоне в бункере. В эфире звучали доклады о самочувствии, цифры температуры и давление в корабле, простой счет (чтобы проверить психологическое состояние космонавта), подключались и другие собеседники с деловыми и даже с неформальными разговорами. Потом менее знаменитое гагаринское, но тоже известное: «Как учили». В общем-то, это эфир летчиков. Затем — напоминание Королева о том, в каком положении должен быть один из тумблеров во время разделения корабля в космосе при начале спуска на Землю.

Это было время, когда ракетам на старте случалось взрываться. Им случалось взрываться и потом, и с людьми, но потом появились средства спасения, которых на »Востоке-1» не было и в помине. Хотя, наверное, бездна неизвестности перед первым стартом перекрывала в душе космонавта даже такую реальную опасность. Но для его голоса в это время характерна спокойная бодрость. Сейчас все это можно послушать.

И вот: «Кедр, я Заря-1, минутная готовность, как вы слышите?» — «Занимал исходное положение, занял, поэтому несколько задержал с ответом. Понял вас». — «Ключ на старт». — «Понял». Затем «продувка»… — «У меня все нормально, самочувствие хорошее, настроение бодрое, к старту готов». — «Отлично». — «Отошла кабель-мачта». Спокойствие переговоров удивительное. «Зажигание». Еще несколько реплик радиообмена.

— Подъем!

— Поехали!

Вот так это и прозвучало. И грохот. И переговоры несколько искаженными голосами, но все такие же бодрые.

И затем: «Вижу реки». «Вижу Землю». «Перегрузки несколько растут. Все идет отлично». Вторая ступень отделилась.

Это надо, конечно, беречь, хранить в народной памяти, в памяти человечества. И вот в пресс-службе госкорпорации «Роскосмос» сообщили агентству РИА «Новости», что решили запатентовать фразу Юрия Гагарина «Поехали!», чтобы защитить ее от тех, кому чуждо правовое поле и историческая память: «Последнее время теме космоса стало уделяться пристальное внимание, что порождает создание различных товаров космической тематики, есть креативные интересные проекты, с которыми мы с удовольствием сотрудничаем. Но есть и те, кому чуждо правовое поле и историческая память. Именно для того, чтобы наши обозначения были не только узнаваемыми, но и защищенными, корпорация сейчас занимается регистрацией таких обозначений, выявлением и предупреждением различных нарушений в этой области», — цитирует агентство пресс-службу госкорпорации.

Там сообщили также, что инициировали регистрацию в качестве товарных знаков широкого перечня исторических обозначений. Но пока известно только о «Поехали». А сделано это, оказывается, помимо сохранения исторической памяти, «для защиты интересов корпорации от недобросовестной конкуренции со стороны тех, кто использует их для наименования товаров и услуг, не имеющих отношения к “Роскосмосу”».

Далее выясняется, что фраза «Поехали!» регистрируется в качестве товарного знака. Ну-у ладно… На каких же товарах, как планируется, будет стоять этот знак? Ракета «Поехали!» (ракеты, бывает, тоже продают), скафандры или, там, микросхемы (мы активно заняты импортозамещением)?

В Роспатенте рассказали, что заявка охватывает классы 03, 05, 06, 07, 09, 14, 20, 25, 28, 33, 35, 39, 41, 42 международной классификации товаров и услуг. Это, как перечисляет агентство, парфюмерно-косметическая продукция, лекарственные средства, электронно-бытовая техника, драгоценные металлы, одежда, игрушки и алкогольная продукция.

Так-так. Но перечень, кстати, неполный. Есть что-то, в принципе относящееся и к космосу: приборы и инструменты для лабораторных научных исследований; оборудование для обучения и тренажеры, приборы и инструменты для управления и слежения за воздушными, водными и беспилотными средствами; услуги инженеров и ученых; коммуникационные и транспортные услуги.

И всевозможные виды развлечений. Ну да, в космосе же скоро будут снимать кино. А также гигиенические товары, мебель.

Вопрос о правовой принадлежности слова «Поехали!», произнесенного Юрием Алексеевичем, находившимся при этом на рабочем месте, — это, очевидно, компетенция патентного ведомства. Сейчас по заявке уже проводится «экспертиза заявленного обозначения» длительностью около пяти месяцев.

А вот вопрос о том, почему гагаринское и вслед за ним всемирное обозначение движения человека к звездам становится предметом регистрации в качестве товарного знака для духов и алкоголя, — это вопрос морального плана, наверное.

Тут же, конечно, начинает ощущаться некая амбивалентность в отношении этого события. А может, теперь так и нужно? А что такого? Ну будет водка «Поехали!». Деньги пойдут, наверное, на программу полетов к Луне.

Да, верно, этих-то денег этой и многим другим программам, сроки которых все время сдвигаются, и не хватало. И влажных салфеток с регистрируемым «брендом», не будем уже лишний раз поминать его всуе.

А по сути: Гагарин сказал: «Поехали!» А сейчас впору сказать: «Приехали…» Но явно не туда, куда он, и Титов, и Королев, и Циолковский, и многие, многие другие мечтали.

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (1185) 16 ноября 2020
Кризиса никто не ждет
Содержание:
Упал, отжался, захромал

Разворачивание второй волны эпидемии коронавируса привело к возобновлению спада на рынках услуг и многих b2c-бизнесов. Тем не менее в экономике достаточно очагов роста, которые не дадут ей скатиться в новый кризис. Кроме того, Банк России ведет грамотную контрциклическую политику, поддерживающую хозяйство деньгами

Экономика и финансы
Реклама