Спонсор проекта: Акционерное общество «Российский Сельскохозяйственный банк» спонсор Рейтинга АПК

Поле цифровых возможностей

Специальный доклад
Москва, 16.11.2020
«Эксперт» №47 (1185)
спонсор Рейтинга АПК
Цель разработки и внедрения цифровых сервисов в АПК — радикальное повышение эффективности работы сельхозпредприятий. Однако пока не все компании к этому готовы

Более 500 млрд рублей дополнительной прибыли в ближайшие пять лет, по расчетам Россельхозбанка, должно принести компаниям АПК использование цифровых технологий — тема цифровизации докатилась до самых консервативных отраслей экономики, таких как сельское хозяйство. Двигателем этого процесса в отрасли являются разработчики всевозможных платформ и сервисов и российское правительство, поставившее цифровизацию во всех отраслях на пьедестал экономического роста.

Однако у цифровизации сельского хозяйства впереди еще длинная дорога — только пять процентов отечественных игроков отрасли используют современные цифровые технологии. В основном это крупные агрохолдинги — «Русагро», «Белая дача» и др. Цифровизация, которая включает в себя целый набор возможностей — от банальной автоматизации производства до использования искусственного интеллекта, — не масштабируется по разным причинам. Одни говорят, что на данном этапе она не нужна из-за неопределенной экономической ситуации в стране, другие не видят в ней целесообразности из-за дороговизны внедрения электронных технологий, у кого-то сложился такой управленческий опыт, что они не доверяют всем цифровым инструментам. Однако если крупные игроки рынка, активно внедряющие новые технологии, покажут благодаря этому серьезный рост эффективности, у других не останется выбора: условия выживания на рынке существенно ужесточатся.

Сегодня все крупные современные предприятия уже имеют высокую степень автоматизации процессов. Но всем крайне не хватает сервисов, которые позволили бы им повышать эффективность производства и решать логистические задачи. Кроме того, в информационном плане видна гигантская разобщенность отрасли: практически нет базы данных, которая давала бы цельную картину по отрасли, начиная с достоверного прогноза погоды и размежевания земель и заканчивая поиском покупателей за рубежом. На решение этой задачи не так давно замахнулся Минсельхоз, где приступили к формированию национальной цифровой платформы в сельском хозяйстве. Новый проект призван оптимизировать производственные процессы сельхозпроизводителей, замкнув на себе все предыдущие этапы автоматизации и информатизации АПК. И если на данном этапе отечественный рынок цифровых технологий в АПК оценивается в 360 млрд рублей, то к 2026 году, по прогнозам Минсельхоза, он должен вырасти в пять раз. Предполагается, что благодаря использованию цифровых сервисов на одной площадке производители смогут в разы увеличить урожайность, улучшить качественные характеристики продукции и сократить производственные затраты. За счет инновационных технологий в переработке и логистике можно будет сэкономить на горючем, упаковке, хранении и транспортировке продукции.

Созвездие сервисов

Фундаментом новой мегаплатформы в АПК будут служить цифровые данные, которые, по замыслу министерства, им должны будут предоставлять компании, собирающие эти данные с помощью своих информационных систем. «Сегодня идет первая очередь реализации проекта цифровизации АПК. Прежде всего это создание личного кабинета для сельхозпроизводителя, в рамках которого будут оцифрованы меры господдержки. Параллельно формируется единое окно — система, которая дает ответы на вопросы, что происходит в отрасли, откуда и какие данные поступают в Минсельхоз. Второе направление — формирование единой системы о землях сельхозназначения, сбор и верификация отраслевых данных», — рассказывает руководитель проекта по цифровизации АПК Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ Сергей Косогор. В госпрограмме, по его словам, большое значение будет также уделено совершенствованию систем прослеживаемости сельхозпродукции, повышению качества контрольно-надзорной деятельности и мониторинга и исключению из цепочек поставок посредников, в результате чего сельхозпроизводители смогут взаимодействовать с клиентами напрямую и больше зарабатывать.

Однако пока не все аграрии представляют себе, о чем идет речь, когда говорят о цифровизации в сельском хозяйстве. «Многие мечтают о какой-то суперплатформе: нажал на кнопку — и все само проанализировалось, сделалось. Но это больше похоже на футуристические сюжеты книг братьев Стругацких, что к реалиям производственников не имеет отношения. На мой взгляд, цифровая платформа АПК не волшебная зеленая кнопка, не суперпрограмма, а созвездие маленьких программ, которые отработали и доказали свою эффективность», — говорит генеральный директор компании «Белая дача фарминг» Артем Беляев.

Задача цифровой платформы в АПК, по мнению производителей, — связывать сервисы друг с другом, чтобы не повторять данные и не множить ошибки в производственных операциях, как это происходит сейчас. «Существующие программы в агросекторе в основном сосредоточены на решении какой-либо одной проблемы — например, система контроля транспорта или система контроля земель. Сложности заключается в том, чтобы грамотно свести их между собой. В компаниях так и говорят: неплохо бы добавить на новую платформу инвентаризацию, а еще агрохимобследование, а еще получить комментарий специалиста, который поможет все это оценить и использовать данные максимально рационально», — объясняет директор направления отраслевых проектов «Ростелекома» Денис Жуковский.

Однако первоочередная необходимость, о чем говорят игроки рынка, — разобраться с текущей статистикой. Сегодня данные по любому региону различаются: в Минсельхозе представлены одни цифры, в Росстате — другие, в нацдокладе — третьи и т. п. Подобное происходит и на микроуровне: например, площадь обрабатываемых земель может быть на 40% меньше сезонных планов, тогда как финансирование на них выбирается полностью. По мнению Дениса Жуковского, стрежневыми сервисами для таких платформенных решений должны стать сервисы инвентаризации: «Прежде всего нужно понять, какими активами мы вообще управляем, и только после этого заниматься их цифровизацией».

Следующее важное решение, которого игроки рынка ожидают от нового госпроекта, — быстрый доступ к информации и ее анализу. В идеале должна быть создана цифровая платформа по обмену всем и со всеми. Сейчас все сельскохозяйственное сообщество, испытывая дефицит системных решений, мечтает поскорее объять тот массив данных, который в результате получится у Минсельхоза. Ключевой же задачей нового проекта должно стать не просто накопление цифровых данных, а их анализ и выработка соответствующих прогнозов, которые позволят реализовать грамотные управленческие решения в условиях конкретных хозяйств.

Допустим, для растениеводческих компаний, заинтересованных в цифровизации, наиболее желанными могут оказаться данные, на основе которых можно построить модель вегетации разных агрокультур, то есть количество солнечной радиации, количество осадков. Важна урожайность культур на конкретной территории, основанная на правильно собранных последних данных за пять–семь лет. Сюда можно добавить и данные о состоянии почв — этой информации сейчас не хватает — опять-таки с привязкой к конкретному полю для определения технологических операций.

И наконец, к данным цифровой платформы должно возникнуть максимальное доверие. Для этого сельхозпроизводителям необходимо четко понимать ответы на вопросы: что это за массив данных и откуда он берется? кто собирает эти большие данные? кто эти данные будет проверять? в течение какого времени они будут накапливаться? Потому что бизнес все-таки должен руководствоваться логикой: лучше отсутствие данных, чем присутствие неверных.

Сами хозяйства уже собирают такие данные. «В сборе наших данных, чем мы занимаемся уже пять лет, участвуют практически все цифровые инструменты — цифровые сканеры, квадрокоптеры, средства мониторинга, датчики урожайности, агрохимические карты. И только соединение всех технологий с привязкой к геолокации и конкретной агрокультуре дают нам результат. Ту же озимую пшеницу в Краснодарском крае, Тамбовской или Ленинградской области нужно выращивать с разным таймингом. И везде данные будут различаться. В этом массиве данных надо разбираться, кто-то должен их классифицировать, чтобы оттуда их брать, а не только чтобы туда их складывать. Если массив данных для цифровой платформы АПК на государственном уровне будет создан подобным образом, это будет архиполезно всем производственникам», — уверен Артем Беляев.

Человеческий труд должен быть более квалифицированным: ты уже не комбайнер, а оператор. Это логичный ход событий 88-02.jpg
Человеческий труд должен быть более квалифицированным: ты уже не комбайнер, а оператор. Это логичный ход событий

Техника на удаленке

Впрочем, уже сегодня сельское хозяйство не испытывает недостатка в цифровых сервисах. К примеру, инвентаризацию земель часто проводят с помощью спутниковых технологий, космоснимков — они особенно необходимы при крупномасштабных исследованиях. Однако сантиметровую точность полей — для проверки густоты, количества всходов и проч. — дают лишь небольшие летательные аппараты. «Наши автопилоты достигают точности от двух до пяти сантиметров, без использования беспилотников такой точности достичь невозможно. По своим клиентам мы видим, что от одного до десяти процентов земель в обороте хозяйств не используется. Мы же обеспечиваем компаниям в производстве дифференцированный подход: допустим, для хозяйства с землями 50 тысяч гектаров экономия гербицидов в день составляет до 700 тысяч рублей (500 рублей на гектар) и уменьшается вред окружающей среде», — рассказывает технический директор компании GeosAero Захар Завьялов. По его мнению, в нашей стране остро стоит вопрос с аналитикой: сегодня целый ряд компаний совершают облеты полей и их визуализируют, но не понимают, как интерпретировать полученные данные.

Большинство компаний, которые сегодня предлагают цифровые продукты, в основном создают программы, позволяющие аграриям работать удаленно. «В первую очередь наши решения связаны с мониторингом, контролем, состоянием и непосредственной работой техники, что является первоосновой в растениеводстве. Мы сфокусированы на том, чтобы как можно больше сельхозпроизводителей работали дистанционно и всегда понимали, что происходит в полях», — рассказывает руководитель проекта инновационных технологий компании «Ростсельмаш» Олег Александров.

В компании «Ростсельмаш», специализирующейся на выпуске техники под собственным брендом, активно развивают экосистему цифровых решений. В условиях стремительно меняющихся технологий здесь хотят оставаться не только поставщиком техники, но и современных технологий автоматизации процессов управления хозяйством. Для этого здесь не просто создают отдельно взятые автономные машины, а реализуют проект «Автономные фермы». Ядро новой системы — собственная платформа Agrotronic (собирает информацию для системного анализа всего, что происходит в поле). В компании считают, что подобная максимальная автоматизация процессов существенно сокращает издержки предприятий, а управленцам помогает вовремя принимать оптимальные решения.

На рынке также присутствуют компании, которые предлагают сельхозпроизводителям отдельные цифровые решения. «Мы работаем с имеющимся парком техники, который довольно старый, разношерстный, с разными производителями. И наша задача — сделать его прогнозируемым, стабильным и эффективным. Фактически вы просто ставите нашу коробочку на любую единицу техники, прикручиваете, калибруете камеру — и поехали. Более того, все как на машине: повернул руль и перехватил управление. Это максимально простая система. В результате мы увеличиваем производительность комбайнов на 25 процентов за счет исключения человеческого фактора, без GPS и вложений в инфраструктуру», — рассказывает сооснователь компании Cognitive Pilot Андрей Черногоров.

Система автономного управления комбайнами Cognitive Agro Pilot — один из наиболее известных и продвинутых проектов в области использования искусственного интеллекта в АПК. Ее задача — помочь производителям убрать урожай быстрее и без потерь. В текущем году Cognitive Pilot поставил свои цифровые коробочные решения в девять из десяти крупнейших по объемам пашни агрохолдингов. К примеру, компания «Русагро» закупила 242 таких комплекта. По словам разработчиков, очень важно, чтобы такие комбайны проработали весь сезон, чтобы появилась уникальная база для дальнейшего обучения нейронной сети. «Мы раньше думали, что со стороны персонала на местах начнется противодействие: будут ломать систему, чтобы их не уволили. Но в реальности мы услышали, особенно от молодых, что им нравится наша новинка, а некоторые и вовсе говорят, что уже не могут работать без автопилотов. В современном мире человеческий труд должен быть более квалифицированным: ты уже не комбайнер, а оператор. Это логичный ход событий, так как без дополнительных систем автоматизации уже нереально выполнить те нормы, которые ставят сегодня в хозяйствах: количество операций огромное, а нужно еще и рулить», — говорит Андрей Черногоров.

В настоящее время собственную экосистему цифровых сервисов «Свое. Фермерство». разрабатывает и Россельхозбанк, она предназначена для комплексной цифровизации небольших предприятий АПК. Зачастую такие хозяйства, в отличие от крупных игроков рынка, не имеют достаточных ресурсов для цифровизации своей деятельности. В рамках экосистемы предприниматели могут закупать семена, удобрения, корма и сельхозтехнику, круглосуточно консультироваться с ветеринаром, получить набор бизнес-сервисов и подобрать персонал. Разработанная банком электронная витрина рассчитана также на конечных потребителей: небольшие хозяйства смогут представлять свои продукты, маршруты для агротуризма. До конца года Россельхозбанк намерен подключить к своей цифровой платформе более 50 тыс. фермеров.

Чего мы боимся

При внедрении цифровых систем компании АПК сталкиваются сегодня с целым рядом проблем, прежде всего с человеческим фактором. «Внедрение цифровых инструментов занимает в разы больше времени и усилий, чем разработка. Мы сделали программу, которая позволяет агрономам и их помощникам за пять минут собрать все данные за смену: мониторинг транспорта, расходы ГСМ, другие отчеты. И мы внедряли этот продукт, где, по сути, надо нажимать всего несколько кнопок, полтора года. Естественно, сейчас без этого инструмента уже никто не представляет свою работу, не говоря уже о том, чтобы вернуться к бумажным носителям. Но прежде всего должно быть удобство пользования программами — это один из элементов правильной цифровизации», — говорит Артем Беляев.

В настоящее время разница в эффективности между теми компаниями, кто уже успел внедрить цифровые инструменты, и теми, кто этого не сделал, только нарастает. Подобное хорошо заметно по рыбной отрасли: крупные компании уже в полном объеме осуществляют контроль за деятельностью своих судов и производством продукции с берега, а мелкие (например, в аквакультуре порядка 90% хозяйств относятся к малому и микробизнесу) практически никак технически не оснащены. Более того, малые хозяйства всячески противоборствуют переходу на современные системы — у многих элементарно не работает мобильная связь, отсутствует интернет и проч. Однако с таким подходом им будет все сложнее конкурировать с более эффективными компаниями, и их закрытие лишь вопрос времени.

Следующая проблема, которая тормозит развитие цифровизацию АПК, — закрытость данных. Текущая информация от компаний не всегда может быть представлена на общегосударственной платформе. «В обезличенном виде мы, как и другие игроки, можем выдавать информацию, но без подробностей, в каком конкретно районе, какие комбайны, так как это является коммерческой тайной», — поясняет Олег Александров.

«Сегодня мы собираем информацию, кто сколько скосил, кто сколько намолотил, но без привязки к геолокации, поэтому видим цифры абсолютно виртуальные. Почему мы таимся? Чего мы прячем? От кого? Что мы теряем на этой секретности? Никто об этом ничего не говорит», — разводит руками начальник управления правового, организационного и кадрового обеспечения Минсельхоза Новосибирской области Евгений Зайцев.

Естественно, ни один агрохолдинг не в состоянии создать платформу общероссийского масштаба. При цифровизации аграрного сектора в России потребуется не только помощь большой ИТ-корпорации, но и государственная поддержка. И для начала важно определиться, какие сервисы на новой платформе должны стать ключевыми, вокруг чего смогут образоваться остальные микросервисы. При создании цифровой платформы в АПК можно ориентироваться на опыт других стран, например Китая: за короткое время там смогли построить крупнейшие в мире интернет-магазины; подобную схему можно применить и в отечественном сельском хозяйстве. «Мало кто об этом знает, но за появлением таких техногигантов, как Alibaba, AliExpress и прочих, стоит определенная госполитика. Они были созданы на базе двух платформенных решений для логистики. В первом случае государство регламентировало процессы, связанные с хранением, — например, в качестве склада можно зарегистрировать как свою маленькую квартиру, так и крупнейшие распределительные центры. Второе схожее цифровое решение касалось доставки. На платформе можно регистрироваться как частным лицам, которые сами доносят посылки, так и крупным логистическим операторам, распределяющим грузы через широкую транспортную сеть. А дальше государство отошло в сторону и дало коммерческим компаниям возможность развиваться вокруг этих технологий», — проводит аналогию ИТ-директор группы компаний «Русагро» Павел Дрейгер.

Новости партнеров

«Эксперт»
№47 (1185) 16 ноября 2020
Кризиса никто не ждет
Содержание:
Упал, отжался, захромал

Разворачивание второй волны эпидемии коронавируса привело к возобновлению спада на рынках услуг и многих b2c-бизнесов. Тем не менее в экономике достаточно очагов роста, которые не дадут ей скатиться в новый кризис. Кроме того, Банк России ведет грамотную контрциклическую политику, поддерживающую хозяйство деньгами

Экономика и финансы
Реклама