Москва займет на метро

Экономика и финансы
Москва, 23.11.2020
«Эксперт» №48 (1186)
Медицина сделала столичный бюджет заметно дефицитным в 2020 году. Транспорт же оставит его дефицитным до 2023 года

Иллюстрация: ИГОРЬ ШАПОШНИКОВ

Бюджет Москвы на 2021 год и плановый период 2022–2023 годов из-за пандемии будет рассматриваться на месяц дольше — до 1 января. В нормальной ситуации бюджет Москвы должен быть принят до 1 декабря. Однако первое чтение проект бюджета уже прошел, и основные его параметры известны. Бюджет столицы на 2021 год предусматривает расходы в размере 3,15 трлн рублей — это практически совпадает с расходами, которые были запланированы еще год назад, до пандемии. А вот доходы просядут, как ожидается, до 2,64 трлн рублей.

Так что впервые за несколько лет Москва столкнется с заметным дефицитом. Он составит 510 млрд рублей в 2021 году, 341 млрд в 2022-м и 183 млрд в 2023-м. Для сравнения: в 2020 году дефицит прогнозируется на уровне 460 млрд рублей, в 2019-м он составил всего 54 млрд рублей, а 2018 году столичный бюджет вообще был профицитным. В S&P Global Ratings итоговый дефицит бюджета Москвы в 2020 году также оценивают более чем в 400 млрд рублей (17% доходов бюджета).

Часть будущего дефицита власти Москвы планируют покрыть за счет облигационных займов: в 2021 году город привлечет на долговом рынке 396 млрд рублей, в 2022-м — 178,5 млрд и 44 млрд в 2023-м.

Директор группы региональных рейтингов АКРА Елена Анисимова отмечает, что 510 млрд рублей дефицита — это довольно много (почти пятая часть налоговых и неналоговых доходов за 2021 год). Однако в реальности ситуация может оказаться лучше. Эксперт АКРА напоминает, что еще в ноябре 2019 года Мосгордума одобрила дефицит бюджета на 2020 год в размере 351 млрд рублей — немало для «докоронавирусного» года. На 2019 год дефицит планировался в размере 276 млрд рублей, на 2018 год — 222 млрд рублей. «Тем не менее 2019 год Москва закончила с дефицитом в пять раз меньше планируемого, а 2018-й — с профицитом. Хотя нельзя сравнивать экономическую ситуацию 2018-го и даже 2019 года с текущим и будущим годами, все же очевидно, что для Москвы, как и для многих субъектов РФ, условно пессимистично планировать бюджет — это нормально. Почему условно? Все же его параметры основываются на базовом сценарии социально-экономического развития, а не на консервативном», — поясняет Елена Анисимова.

Москва социальная

Что интересно, в реальном выражении (с поправкой на инфляцию) общие расходы столичного бюджета в 2021–2023 годах практически не изменятся по сравнению с фактическими расходами 2020-го. Изменение параметров московского бюджета в реальном выражении во времени можно увидеть на графике 1.

На сайте мэра Москвы отмечается, что с точки зрения структуры расходов бюджет Москвы на 2021 год остается программным, социальным и инвестиционным. Действительно, расходы вне тех или иных программ составляют всего семь процентов от общих расходов. Расходы на социальную поддержку в 2021 году составят 569 млрд рублей. Это вторая по размеру статья расходов после развития транспортной системы (641 млрд рублей). Впрочем, в реальном выражении расходы на социальную поддержку в 2021–2022 годах останутся на уровне 2020 года, а в 2023-м слегка сократят

Новости партнеров

«Эксперт»
№48 (1186) 23 ноября 2020
Газ без "Газпрома"
Содержание:
Почем газ для народа?

Для нескольких миллионов российских семей газификация их жилищ — годами лелеемая мечта. Президент поставил задачу завершить газификацию регионов к концу нынешнего десятилетия, причем не за счет кошельков россиян. Гигантская инфраструктурная программа стоимостью почти два триллиона рублей точно не под силу одному «Газпрому». Кроме того, есть регионы, где экологичная модернизация теплоснабжения предпочтительна с опорой не на сетевой газ, а на СПГ, уголь и электричество

Реклама