«Пандемия усилила спрос на решения интернета вещей»

В этом году на бурно развивающийся российский рынок интернета вещей (IoT) вышла французская компания Sigfox. О том, почему пандемия подняла спрос на решения IoT и каким образом они могут существенно снижать капитальные и операционные затраты пользователей, рассказывает Эрик Бриссе, основатель и президент «Sigfox Россия».

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

— Российские IT-разработчики в последнее время динамично развиваются не только на внутреннем, но и на международных рынках. Каким образом решениям от французской компании Sigfox удается конкурировать на российском рынке с местными сильными игроками?

— В России мы, как оператор cети интернета вещей 0G Sigfox, работаем относительно недавно, дистрибьюторское соглашение было подписано в 2020 году. Но сама технология была запатентована во Франции в 2010-м и сегодня уже присутствует в 72 странах и регионах мира, доказав свою коммерческую эффективность. «Sigfox Россия» развивается активно, наши цели — развертывание сети промышленного интернета вещей 0G Sigfox в стране, расширение глобальной экосистемы Sigfox (более 800 компаний) российскими партнерами и расширение линейки предложений клиентам. Наша технология уже присутствует в крупных городах России, сейчас мы подводим итоги первых пилотных проектов и обсуждаем масштабирование решений. Наши заказчики — крупные промышленные предприятия, сети продуктового ритейла, агропредприятия, фармацевтические компании. В России мы видим запрос от рынка на решения интернета вещей, и пандемия усилила этот запрос, особенно в сегментах, где необходим автоматизированный контроль и принятие решений на основе постоянно обновляемых данных.

— В чем особенность вашей технологии?

— Сеть 0G Sigfox позволяет получать данные о состоянии оборудования или активов бизнеса через «умные» устройства, которые передают сигнал через облако Sigfox на интеллектуальную платформу, где дальше клиенты получают визуальные данные. Наша технология использует нелицензированный радиочастотный протокол, и архитектура сети позволяет передавать сигналы на большие расстояния: в городской черте дальность передачи сигнала — пять километров, за городом — до 50 километров. Наше решение отличает низкая совокупная стоимость связи и устройств, одна из ее сильных сторон — работа по принципу plug-and-play («установил и забыл») и отсутствие роуминга. «Умные» устройства в наших решениях легки в установке, не требуют дополнительного подключения, использования сим-карт. Их установка занимает всего десять-пятнадцать минут, при этом нет необходимости развертывать частную сеть и обслуживать ее. Одновременно сеть 0G Sigfox совместима с другим технологиям: Bluetooth, GPS, 2G/3G/4G и Wi-Fi. Решения Sigfox не только просты в применении, но и легко масштабируемы с возвратом инвестиций в достаточно короткие сроки, что очень важно сейчас, в период неопределенности для многих компаний.

— В каких отраслях в России ваши решения востребованы?

— Наша технология может найти свое применение практически во всех сферах деятельности. Однако сегодня она максимально востребована в первую очередь в логистике и цепочке поставок, промышленности, ритейле и коммерческой недвижимости, оборудовании для сохранения скоропортящихся продуктов (рефрижераторных цепях). В этих отраслях потери или задержка активов напрямую влияют на бизнес. Для предприятий сегмента логистики и цепочки поставок мы предлагаем решения по отслеживанию не электрифицированных активов, таких как тележки, фуры, контейнеры, вагоны. Опыт применения технологии 0G Sigfox международными компаниями, такими как Airbus, PSA, DHL, показывает снижение капитальных расходов до 50 процентов, операционных затрат — до 30 процентов, потерь активов и увеличения точности времени прибытия — на 40 процентов.

— Показатели довольно внушительные. Каким образом решения интернета вещей могут давать такой эффект?

— Например, в сфере ритейла предприятия видят спрос на качественную продукцию: свежие овощи и фрукты, мясомолочную продукцию; повышаются также требования к перевозке и хранению скоропортящихся продуктов. Решения IoT позволяют отслеживать и контролировать условия перевозки и хранения, получать оповещения об изменении температурных значений и влажности в режиме реального времени, а значит, своевременно реагировать. Или, скажем, контроль персонала — одна из болевых точек промышленных предприятий. Это прогулы и опоздания, отсутствие на рабочем месте, активность и безопасность сотрудников. С помощью решения интернета вещей компании могут мониторить активность и загрузку сотрудников, автоматизировать учет рабочего времени, управлять аварийными ситуациями, улучшать безопасность.

— Как пандемия повлияла на востребованность технологий в сфере интернета вещей?

— Из-за пандемии претерпели существенный изменения многие индустрии, в частности это ритейл и коммерческая недвижимость. Для ритейла пандемия дала толчок развитию сервиса доставки и онлайн-услуг. В то же время стали активно развиваться продуктовые магазины формата «у дома». Сети больше работают над повышением лояльности клиентов, мы помогаем им оценивать удовлетворенность покупателей, выявлять слабые точки в процессах и улучшать их с помощь полученных данных. Наши решения также включают в себя отслеживание доставки и постаматы нового поколения, не требующие кабельного подключения. В сфере коммерческой недвижимости заметно снизился спрос на офисы, многие компании сначала вынужденно, а потом и добровольно перешли на удаленный формат работы. Для владельцев и управляющих компаний коммерческой недвижимости остро стоит вопрос улучшения клиентского сервиса: отслеживание использования рабочего пространства, конференц-залов и переговорных для того, чтобы обеспечить социальное дистанцирование и помочь использовать офисы эффективнее. Такой сервис доступен, например, с нашим решением Optimize Worksense, основанным на «умных» устройствах, устанавливаемых под столами и на потолке для измерения занятости рабочих мест и общих зон. Это уникальная система, подобной раньше на российском рынке не было. Решение позволяет визуализировать загрузку по этажам, показывать, какие рабочие места заняты или были недавно использованы. Можно настроить обмен этой информацией с клининговыми службами для ускорения уборки или для сервисных запросов. В сочетании с решением по отслеживанию качества воздуха (температуры, влажности и уровня CO2) компании могут значительно повысить производительность сотрудников и обеспечить комфортную среду.

— Задумываетесь ли вы о локализации вашей продукции в России?

— Несмотря на то что «Sigfox Россия» предоставляет полную инфраструктуру интернета вещей для бизнеса, компания не производит «умные» устройства и не является разработчиком платформенного оборудования. Часть наших зарубежных партнеров — производителей устройств очень заинтересованы в выходе на российский рынок и локализации оборудования здесь. Но наша миссия — создать российскую экосистему производителей устройств, работающих по технологии Sigfox. Технология открыта для компаний. Мы предоставляем доступ к глобальной базе разработчиков Sigfox Build, которая ведет производителей через каждый шаг создания: от прототипа до сертификации, — а также снабжаем комплектами разработчика. И здесь необходимо отметить, что вхождение в экосистему Sigfox дает российским производителя возможности для экспорта решения. Уникальность технологии Sigfox в том, что разработанное в одной стране решение будет работать и в других странах присутствия сети. В дорожную карту развития нашей компании входит задача локализации базовых станций и облачного сервера в России, и наша команда над этим работает.
— Но вы не исключаете развития направления R&D в России?

— На сегодняшний день у нас нет департамента R&D в России, это связано с рядом причин, но нельзя исключить возможности его появления в дальнейшем, если этого потребует ситуация. Повторюсь, все разработки выполняются нашими партнерами, мы же предоставляем площадку для разработки решений, оказываем поддержку на всех этапах: предоставляем экспертизу разного уровня, помогаем быстрее вывести продукт на рынок. Однако отдельно хочу отметить, что научный и инновационный потенциал России огромный. Несмотря на произошедшую в девяностые годы утечку мозгов, в стране осталось значительное количество людей, мыслящих нестандартно, умеющих находить грамотные решения поставленных задач. Это в первую очередь относится к инженерам и конструкторам, инноваторам и рационализаторам. Поэтому здесь нет ничего невозможного.

— Как вы в целом оцениваете потенциал французско-российского сотрудничества, что могло бы сделать его еще более интенсивным?

— На протяжении многих веков французская и российская экономика взаимосвязаны друг с другом. Сейчас все крупные французские игроки, которые присутствуют в России, имеют в портфеле российские локализованные решения, продукты или услуги: Schneider Electric, Danone, Dalkia, Total и многие другие. Мы также хотим предложить развивать российскую инфраструктуру и местную экосистему IT-решений. У нас есть открытая технология, которая позволяет каждому предложить на рынке устройство или платформу, совместимые с Sigfox. Мы поощряем и поддерживаем всех, кто хочет войти в экосистему Sigfox. Кроме того, российская экосистема сможет осуществлять экспорт через сеть Sigfox. Наша технология работает без роуминга, и мы будем рады продвигать российские продукты за пределами России. Россия обладает большими производственными мощностями и огромными инженерными возможностями, и я считаю, что российская экосистема Sigfox, которую мы развиваем, будет доминировать на глобальном рынке интернета вещей.