«Умные цифровые двойники станут стратегической технологией»

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
7 декабря 2020, 00:00

Один из мировых лидеров в области трехмерного проектирования и моделирования французская компания Dassault Systèmes активно развивается почти во всех отраслях российской экономики. По словам Алексея Рыжова, генерального директора Dassault Systèmes в России и СНГ, уже совсем скоро такие решения моделирования, как создание умных цифровых двойников, революционно изменит всю цепочку создания и запуска в производство новых продуктов.

ПРЕДОСТАВЛЕНО ПРЕСС-СЛУЖБОЙ

— На какие ниши рынка глобально ориентируется Dassault Systèmes, кто ваши потребители, что главное сейчас в их запросах?

— Прежде всего мы ориентируемся на сегменты рынка, где можем существенно ускорить процесс создания новых изделий, внедрения инновационных методов разработки, моделирования производственных процессов, разработки новых технологий. Если посмотреть на мир глобально, то существуют три ключевых сектора экономики, в которых мы обладаем глубокой экспертизой и опытом работы с заказчиками. Первый из них — производственный. С ним связано историческое становление нашей компании: многое, что нас с вами окружает, произведено с использованием технологий Dassault Systèmes. Например, 90% всех автомобилей в мире, половина всех круизных судов, 50% инновационных лекарств и медицинского оборудования, 60% полупроводников, мозг «умных» устройств созданы с помощью наших технологий, две трети ядерных реакторов в мире функционируют благодаря нашим решениям. Далее, мы все живем в этом мире, потребляя и перерабатывая ресурсы нашей планеты, строя дороги, аэропорты, возводя города, здесь речь идет обо всем, что можно назвать инфраструктурой для жизни человека и что крайне важно для нормального его существования. Поэтому темы бережливого производства, сохранения ресурсов планеты для будущих поколений, «умные» города и благоприятная среда обитания человека — все это востребовано сегодня, и у нас есть технологические решения, которыми в этой области пользуются многие наши заказчики во всем мире. Ну и, наконец, сектор экономики, относительно молодой для нас, как в мире, так и в России, но активно растущий, — это здравоохранение, биотехнологические и научные исследования. Мы работаем с фармацевтическими компаниями, помогая решать задачи на всех этапах процесса разработки лекарств от концепции, клинических испытаний до их производства, участвуем в совершенствовании медицинской техники и приборов, заботимся о здоровье и жизнях людей. Последние события в мире подчеркивают важность здравоохранения и необходимость самых современных инструментов для быстрого реагирования на вызовы.

— О каких решениях идет речь?

— Широта нашего подхода в ключевых секторах экономики обеспечивается благодаря пониманию и применению так называемого платформенного подхода 3DEXPERIENCE, который основан на нашем опыте создания и развития цифровых двойников, или, как мы говорим, 3DEXPERIENCE Digital Twins. В 2017 году исследовательская компания Gartner включила цифровые двойники в список десяти важных стратегических тенденций, год спустя прогноз экспертов компании стал определеннее: цифровые двойники уже в 2020 году станут стратегической технологией для миллиардов объектов, процессов, систем. Мы считаем, что есть принципиальное отличие просто цифрового двойника, виртуального прототипа физического изделия или процесса на предприятии, суть которого заключается в сборе и повторном использовании цифровой информации, от 3DEXPERIENCE цифрового двойника. Платформа 3DEXPERIENCE предоставляет инструменты для виртуального моделирования различных сценариев будущего, при помощи которых можно выяснить, как продукт будет вести себя в реальной жизни, выявить все возможные варианты развития ситуаций, потенциальные ошибки и учесть их при производстве. Наша компания понимает, что одно дело создать цифрового двойника того, что мы хотим произвести, а другое — запустить продукт в производство. Поэтому моделирование при помощи решений Dassault Systèmes также отвечает на вопросы, как должны быть организованы производство и цепочка поставок.

Платформенный подход 3DEXPERIENCE позволяет выяснить, как продукт будет вести себя в реальной жизни, выявить все варианты развития ситуаций, потенциальные ошибки и учесть их при производстве.  ПРЕДОСТАВЛЕНО ООО «ДАССО СИСТЕМ»
Платформенный подход 3DEXPERIENCE позволяет выяснить, как продукт будет вести себя в реальной жизни, выявить все варианты развития ситуаций, потенциальные ошибки и учесть их при производстве.
ПРЕДОСТАВЛЕНО ООО «ДАССО СИСТЕМ»

— Как вы в целом оцениваете деятельность вашей компании в России?

— В России сегодня много говорят о цифровизации, существуют правительственные программы и инициативы цифровой трансформации, описывающие, кстати, все тот же платформенный подход как передовой и эффективный для решения задач трансформации деятельности российской экономики и промышленности. Ключевая задача цифровизации, на мой взгляд, не просто перевести существующие процессы в «цифру», построить 3D-модель изделия или научить предприятия прогнозировать, а дать реальные цифровые инструменты для моделирования сценариев будущего благодаря имеющейся информации о собственной бизнес-модели и экосистеме, в которой создаются продукты. То есть речь идет о том, чтобы, по сути, создать «живую» цифровую модель всей производственной системы, позволяющую проигрывать тысячи сценариев или производственных решений, выбирать единственно верный вариант и оптимизировать процессы с учетом получаемых данных. Безусловно, это позволит перейти на совершенно иной уровень скорости и качества принятия решений. С решением именно таких задач заказчиков помогают продукты Dassault Systèmes. Российские предприятия открыты к внедрению новых технологий, и мы видим много успешных примеров у нас в стране. Главный вопрос заключается в том, осознают или нет те или иные предприятия четко свои ключевые показатели эффективности (КПЭ) и параметры, которые должны быть улучшены с помощью цифры. Порой мы сталкиваемся с примерами, когда «тендер на цифровизацию» проводится не с целью достичь конкретных изменений и улучшения КПЭ, а просто чтобы выбрать самое дешевое предложение на рыке и подрядчика, который готов внедрить что угодно за минимальную цену. Реализуя сегодня сложнейшие проекты, мы всегда исходим из стратегического технологического партнерства с нашим клиентом, предлагая реализацию цифрового подхода после глубокого изучения бизнеса и существующих болевых точек. Такие сложные проекты требуют времени и ресурсов, однако полученные результаты принесут технологическое лидерство и поддержат уверенное развитие и процветание компании.

— На какие технологии вы делаете ставку?

— Если углубиться в технологии, используемые на базе единой цифровой платформ 3DEXPERIENCE, то я бы выделил несколько наиболее востребованных российскими заказчиками. Прежде всего это технологии 3D-моделирования и управления жизненным циклом изделия. Сегодня не осталось ни одной отрасли, где технологии подобного типа не применялись бы. Наши флагманские продукты семейства CATIA позволяют не прерывать разработку изделий и производственные процессы, обеспечивают работу коллектива даже в условиях изоляции и карантина. Продукты SIMULIA применяются для виртуальных испытаний новых автомобилей, самолетов, моделирования воздушных потоков в зданиях (например, для минимизации заражения людей в условиях пандемии) и другие задачи. Например, Лаборатория вычислительной механики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого занимается оптимизацией конструктивных элементов продукции заказчиков автомобильной и других отраслей промышленности. SIMULIA в этом процессе отвечает за прочностные расчеты линейного и нелинейного типа методом конечных элементов. Компаниям, которые решают задачи в области технологической подготовки производства, проектирования производственных мощностей и потоков, мы предлагаем продукты семейства DELMIA, которые способны удовлетворить требования как небольших производственных компаний, так и больших холдинговых организаций с несколькими производственными площадками, задачами оперативного планирования, управления производством и цепочками поставок. Продукты CAD/CAM — SOLIDWORKS одни из самых популярных в России благодаря функциональным возможностям автоматизированного проектирования, создания конструкторской и технологической документации. В горнодобывающей отрасли востребованы продукты GEOVIA для интеллектуальной разработки месторождений, ее автоматизации, повышения производительности, планирования горных работ и так далее. В завершении упомяну наши флагманские продукты класса CAD/CAM — SOLIDWORKS. Популярность этого семейства в России обеспечена огромными функциональными возможностями автоматизированного проектирования, создания конструкторской и технологической документации. Практически во всех профильных вузах студентов учат работе в SOLIDWORKS, популярность которого подтверждает неформальное сообщество пользователей SOLIDWORKS в России, которое насчитывает более семи тысяч инженеров.

— С какими российскими компаниями вы сотрудничаете, в каких отраслях российской экономики присутствуете?

— Анализ исследования 500 крупнейших компаний России, который выпустил РБК в октябре текущего года, показал, что в основном мы присутствуем в отраслях, где наши технологии играют критически важную роль для бизнеса, или в тех секторах, где есть необходимость создания продукта с высокой добавленной стоимостью. Для нас такими отраслями российской экономики являются нефтегазовая, горнодобывающая, автомобильная, машиностроительная, энергетическая, а также авиационная и космическая промышленность. В перечисленных отраслях у Dassault Systèmes накоплена огромная мировая практика работы благодаря сотрудничеству с мировыми лидерами в каждой из этих отраслей, что позволяет применять лучшие мировые практики и опыт для внедрения самых современных решений на российских предприятиях.

— Как пандемия повлияла на деятельность вашей компании и на спрос ваших решений в России?

— Беспрецедентный кризис, вызванный пандемией COVID-19, безусловно, оказал огромное влияние на мировую и российскую экономику. Среди наших заказчиков есть те, у кого возникли серьезные сложности, связанные с ограничительными мерами. И наоборот, есть те, кто увидел новые возможности для развития бизнеса, изменения стратегии, ускорения разработки новых продуктов или изменения бизнес-модели. Понятно, что влияние пандемии отличается в разных отраслях. Сегодня один из лидеров роста — фармацевтическая индустрия. Dassault Systèmes является здесь серьезным игроком, благодаря целому спектру решений, одно из них — Medidata, которое используют сейчас несколько зарубежных компаний для клинических испытаний вакцины от коронавируса. В пострадавшей отрасли автомобилестроения проекты, связанные с разработками новых моделей электромобилей, беспилотных устройств, батарей, идут полным ходом. Заказчики продолжают покупать наши продукты и продлевают права использования на уже приобретенные. В авиационной индустрии, наиболее сильно пострадавшей от COVID, стоят задачи пересмотра портфеля услуг, оптимизации цепочек поставок в глобальном масштабе. Не надо забывать, что пандемия когда-то закончится и нам снова потребуется адаптироваться к новым условиям, где требования к безопасности человека, производству будут выше, чем сейчас. А значит, уже сейчас надо заниматься внедрением цифровых двойников изделий и объектов, которые обеспечат новые подходы в разработке, процессе взаимодействия и реализацию рабочих процессов.

Виртуальные испытания новой модели автомобиля  ПРЕДОСТАВЛЕНО ООО «ДАССО СИСТЕМ»
Виртуальные испытания новой модели автомобиля
ПРЕДОСТАВЛЕНО ООО «ДАССО СИСТЕМ»

— Можно ли уже сказать, как пандемия изменит показатели вашей деятельности?

— Несколько преждевременно подводить итоги работы в 2020 году, однако могу сказать, что нам удалось увеличить объем нашего бизнеса в России по сравнению с предыдущим годом. При этом я не смогу назвать индустрии, где мы бы увидели явный спад спроса на наши решения. Правильнее сказать, что изменился список приоритетных бизнес-задач, а также требования к скорости внедрения тех или иных решений. Те, кто осознал критическую роль использования цифровых технологий еще до пандемии, однозначно получили преимущества сразу после объявления первых ограничительных мер. У нас есть пример двух клиентов из одной отрасли, в которой цифровой разрыв стал заметен сразу после того, как проектировщики и инженеры перешли на удаленный режим работы. У одного заказчика были внедрены возможности совместной работы в единой рабочей среде, а у другого — нет. В итоге второй заказчик просто остановил разработку своего изделия на все время карантина. Но это частный пример, хотя и достаточно наглядный.

— Как вы оцениваете российский инновационный потенциал, есть ли разработки российских инженеров, которые вы успешно применяете в других странах?

— На мой взгляд, бурное развитие информационных технологий, появление новых устройств типа 3D-принтеров, технологий дополненной и виртуальной реальности, искусственного интеллекта, возможностей удаленной работы в единой среде, развитие новых материалов и аддитивных технологий дали огромный толчок в принципах и подходах к созданию новых изделий. Что, в свою очередь, стало серьезным вызовом для современного поколения инженеров, дизайнеров, технологов и стимулировало потребность в специалистах нового уровня. Профессия инженера становится снова модной, как когда-то в Советском Союзе, а требования, предъявляемые к современным инженерам, очень высоки. Наш опыт работы с ведущими российскими компаниями демонстрирует профессионализм и высокий потенциал российских инженеров. Сегодня на рынке мы видим много примеров укрупнения компаний, объединения бизнесов, вхождение производственных компаний, в том числе российских, в различные глобальные альянсы. Индустрия автомобилестроения является хорошим примером, где компании-производители, объединяясь в альянсы, создают вокруг себя единую экосистему поставщиков комплектующих, дизайнерские бюро, инженерные центры, работающие на группу производителей, а не на одного. И мы видим примеры наших заказчиков, когда, например, инженерные центры таких альянсов создаются в России, куда приглашают работать сотни наших инженеров, которые получили образование в отечественных вузах, а свои знания и навыки применяют не только на благо развития нашей промышленности, но и в глобальном масштабе. Поэтому как в мире, так и в России, мы активно работаем с системой образования для развития знаний наших студентов о передовых технологиях и способствуем реализации потенциала нашей молодежи в области повышения конкурентоспособности и привлекательности российских изделий в глобальном масштабе.

— Как вы в целом оцениваете потенциал французско-российского сотрудничества, что могло бы сделать его еще более интенсивным?

— Мы высоко оцениваем потенциал российско-французского сотрудничества в сфере высоких технологий, создания продуктов с высокой добавленной стоимостью, трансфером французских технологий в Российскую Федерацию и использования российских продуктов на французском рынке. Совместно с Франко-российской торгово-промышленной палатой, центром технологического сотрудничества NaukaInnov и проектом Industrie du Futur («Индустрия будущего») мы содействуем технологическим преобразованиям в промышленных отраслях, таких как авиационная, космическая, автомобильная, горнодобывающая, машиностроительная и нефтегазовая, развиваем инженерные кадры и реализуем самые передовые производственные практики. Новые производственные технологии революционно изменяют даже традиционные отрасли. Например, использование наших технологий в области аддитивного производства в ИЛМиТ ОК «Русал» позволяет изготавливать практически любые по сложности детали из материалов с очень высокими характеристиками, в том числе из новейших алюминиевых сплавов. При этом срок исполнения от идеи до готовой детали измеряется в часах и днях, а не в месяцах и годах. Получение подобных результатов с использованием традиционных технологий попросту невозможно.

— Что можно сказать о ближайших планах вашего развития в России? На какие рыночные ниши вы планируете делать ставку в развитии? Какие технологии кажутся вам наиболее перспективными, в какую сторону стратегически вы планируете расти?

— Мы видим себя стратегическим партнером компаний, которые создают новые инновационные изделия и стремятся сократить время на их производство и вывод на рынок. Ценность для заказчика в совместной работе с нами заключается в формировании единого понимания его стратегии, бизнес-процессов и бизнес-моделей, которые надо изменить или улучшить. Основываясь на таком понимании, мы предлагаем оптимальное решение на базе нашего платформенного подхода с учетом специфики заказчика и его продукции, а также применения мировых практик, зарекомендовавших себя во всем мире. Из ключевых областей экономики, о которых я упоминал, приоритетными в России для нас являются производственная и инфраструктурная. Сегодня много говорят о необходимости создания и экспорта отечественных продуктов, инноваций, подходов, много говорят о глобальной конкуренции и мировом лидерстве. Мы считаем, что благодаря применению технологий Dassault Systèmes, российские компании способны реализовать свои амбиции, сократить существующий технологический разрыв и занять достойное место среди мировых производственных компаний. Что касается продуктов и подходов, то, безусловно, мы будем предлагать платформенный подход, основанный на опыте создания и применения цифровых двойников. Мы будем продолжать говорить о новых подходах в проектировании изделий, основанных на модельно-ориентированной системной инженерии (MBSE). MBSE — формализованный подход к моделированию, отталкивающийся от создания единой точно определенной модели в требованиях к изделию, проектированию, анализу, проверке и тестированию, начиная прямо со стадии концептуального проектирования и продолжающейся в течение всей разработки и на последующих этапах жизненного цикла. Наглядный пример такого подхода — проектирование беспилотных автомобилей, для создания которых уже сейчас используется подход MBSE. Помимо привычных нам автомобильных подсистем, включая электропроводку, кондиционирование и так далее, нужно создать набор дополнительных систем, отвечающих за анализ карт, распознавание сигналов светофоров, поверхности, по которой движется автомобиль, анализ освещенности и климатических условий. Все эти подсистемы должны уметь взаимодействовать друг с другом, чтобы, например, беспилотный автомобиль смог вовремя остановиться на мокрой дороге в темноте, распознав пешехода, оказавшегося внезапно на дороге. Кому-то это может показаться фантастикой, однако это реальность нашей с вами жизни, в которой «умные» цифровые двойники уже помогают создавать инновационные продукты с высокой добавленной стоимостью и по праву претендуют на то, чтобы стать стратегической технологией для миллиардов изделий, процессов и систем.