Пересекай и обогащайся

Евгений Огородников
редактор отдела рейтинги журнала «Эксперт»
1 февраля 2021, 00:00 №6

Как проходят поставки табачной контрабанды из ЕАЭС в Россию

ЮРИЙ БЕЛИНСКИЙ /ТАСС

Легальное производство табачных изделий в России уже три года подряд продолжает снижаться, и эксперты не видят причин ожидать смены тренда. Основная причина — масштабный приток в Россию нелегальных сигарет. Он развивается в первую очередь за счет неконтролируемого перемещения табачной продукции между странами ЕАЭС или в другие государства за пределами союза под видом фиктивных экспортных и транзитных перевозок табачной продукции.

Бич российского бюджета

Масштабный оборот нелегального табака ежегодно приводит к выпадающим доходам российского госбюджета. По экспертным оценкам, по итогам 2018 года казна потеряла более 70 млрд рублей, по итогам 2019 года — свыше 100 млрд рублей. В 2020 году сумма потерь сократилась из-за снижения доли нелегальной табачной продукции на российском рынке, по причине введения на территории РФ эпидемиологических ограничений в виде закрытия границ и ограничения работы предприятий розничной торговли, а также в результате активизации деятельности правоохранительных и таможенных органов. Однако цифра в целом осталась на том же уровне: бюджет недополучил более 85 млрд рублей. Ущерб несет и легальный бизнес. Малый ритейл ежегодно недосчитывается 10 млрд рублей из-за снижения оборота, вызванного недобросовестной конкуренцией со стороны нелегальных торговцев. Крупные сети не оглашают объемы потерь, но это определенно очень большие суммы.

Нелегальные сигареты — это контрафакт и немаркированная продукция, произведенная за пределами России, которая поставляется контрабандой и незаконно реализуется без уплаты акцизов и налогов. Доля теневого сегмента на российском рынке в среднем по итогам 2020 года оценивается в 11%. Ключевое преимущество нелегальных сигарет, — их стоимость, которая, как правило, в два-три раза ниже, чем у маркированной пачки, то есть 50–70 рублей против 140 рублей за пачку в 2021 году. По итогам 2020 года, как следует из исследования аналитического агентства Nielsen, около 85% всей нелегальной табачной продукции в России ввезено из-за пределов нашей страны. При этом основной источник нелегальных сигарет — страны ЕАЭС. Табачная продукция, поступающая с территории этих стран и продаваемая без уплаты акциза и других налогов в российский бюджет, составила 64,3% всего объема нелегальной табачной продукции на российском рынке. Примечательно, что абсолютное лидерство среди нелегальных сигарет в России принадлежит продукции белорусского производства, доля которой в 2020 году превысила 50% всего нелегального рынка.

Возможность получать огромный доход белорусским производителям дает крайне низкая акцизная нагрузка внутри страны. В отличие от России Белоруссия не спешит повышать ставки акцизов на внутреннем рынке: вместо планировавшегося роста на 25% в 2021 году они увеличатся всего на 15%, причем в два этапа на 10% с 1 января и еще на 5% лишь со второго полугодия 2021 года. В итоге белорусские производители активно эксплуатируют преимущества единого таможенного пространства. В стране не борются с нелегальными поставками промышленной продукции на территорию других стран — участниц ЕАЭС. Хотя такой подход явно противоречит договоренностям в рамках союза. 

Популярность транзита

Главная причина развития рынка нелегальных сигарет в России — «побочный эффект» свободного перемещения товаров на территории ЕАЭС. Отсутствие эффективной системы контроля позволяет перемещать крупные объемы контрабанды, уходя от внимания правоохранителей, что вредит экономикам всех стран — участниц союза, так как налоги не уплачиваются ни в одной из стран.

Для пересечения границы контрабандисты используют разные схемы: попытка ввоза в надежде, что таможенная служба не остановит транспорт, или сокрытие нелегальных сигарет внутри других товаров, или использование фиктивных документов. Но чаще всего применяется способ поставки контрабанды по схеме так называемого прерванного транзита. Так называется схема, когда продукция незаконно сгружается посреди маршрута и в дальнейшем вводится в нелегальный оборот. При этом по документам все чисто: перевозка закрывается фиктивно, например при участии курьера, который отвозит документы для проставления в них отметок о доставке груза в стране назначения. 

Такая схема обычно применяется как в ходе перемещения товаров по территории ЕАЭС, например из Белоруссии в Кыргызстан по территории России., так и при экспорте продукции, произведенной в одной из стран Союза, за пределы ЕАЭС. То есть, условно говоря, при перевозке груза из той же Белоруссии в Иран. В обоих случаях таможенный досмотр проводится лишь в том случае, если транспортное средство или груз показались подозрительными. В остальных случаях, для таких перевозок наднациональным законодательством ЕАЭС таможенные процедуры не предусмотрены.

И хотя в 2021 году вступили в силу поправки к законодательству, позволяющие правоохранительным органам пресекать ввоз и перемещение по России немаркированных сигарет свыше десяти пачек физлицами, проблема пресечения поставок нелегальной продукции полностью не решена. И это серьезный риск, так как с учетом повышения с 2021 года акцизной ставки на российский табак резко вырастет и спрос на дешевые нелегальные сигареты. 

Наиболее эффективной мерой контроля за «прерванным транзитом» мог бы стать специальный режим трансграничного перемещения и экспортных поставок табачной продукции на территории ЕАЭС, по аналогии с порядком, предусмотренным для транзитных перевозок импортной продукции через территорию союза. В условиях серьезной разницы в ставках акцизов на табачную продукцию в странах ЕАЭС введение подобного режима могло бы способствовать обеспечению принципов справедливого взимания косвенных налогов, предусмотренных статьей 72 Договора о ЕАЭС. 

Но, чтобы наладить такой режим в ЕАЭС, требуется согласие всех стран-участниц, так как нужно разработать и согласовать требования к маршрутам таких перевозок, наладить обмен информацией между контролирующими органами, предусмотреть невозможность вскрытия и разгрузки транспорта в пути следования и обеспечить дополнительный контроль в точках въезда и выезда транспортных средств, перевозящих табачную продукцию между странами союза.

Сейчас действующие в Таможенном союзе процедуры не позволяют осуществлять полноценный таможенный контроль грузов, которые перемещаются внутри ЕАЭС. Очевидно, что, если у контрабандистов останется возможность перевозить нелегальную продукцию, Россия не сможет избавиться от вала нелегального табака, поставляемого на ее рынок. Поэтому, несмотря на активную работу контрольно-надзорных и правоохранительных органов, проблему нелегальных сигарет нельзя считать решенной.

Что делает государство для защиты рынка 

В прошлом сентябре глава Минфина России Антон Силуанов отметил, что основная масса поставок нелегальных сигарет идет из ЕАЭС, прежде всего из Белоруссии и Армении. Несмотря на признание проблемы с бесконтрольной поставкой контрабанды из ЕАЭС, на международном уровне не предпринимается активных действий для ее решения. Российский Минфин подготовил предложения о решении вопроса экспортных поставок алкогольной и табачной продукции на территории ЕАЭС и направил их для рассмотрения в Евразийскую экономическую комиссию, однако документ пока не обсуждался. При этом необходимо отметить, что подготовленные Минфином предложения не решают проблему неконтролируемого перемещения табачной продукции между странами союза, поэтому требуется подготовка дополнительных решений.

При этом очевидно: когда у государства появляется политическая воля, решения о введении особых мер принимаются стремительно. Так произошло, в частности, с транзитными спецрежимами для провоза санкционной продукции. 

Сегодня статья 142 Кодекса ЕАЭС разрешает каждой стране самой принимать решения, связанные с досмотром транзитных грузов, которые отправляются через территорию стран-партнеров. А поскольку производство нелегального табака для завоза в соседние страны союза стало одной из серьезных статей дохода, во введении дополнительных процедур контроля никто, кроме России, пока не заинтересован.

Между тем у любой страны ЕАЭС есть право потребовать обеспечительных мер для безопасного транзита грузов через ее территорию. Есть это право и у России. Это может быть и обязательная процедура таможенного сопровождения транзитных грузов, и применение технических средств мониторинга, и введение обеспечительных платежей, и другие меры, которые давно применяются для транзитных грузов из дальнего зарубежья. 

Сценарий «прерванного транзита» 

Сигареты производятся «на экспорт» в стране ЕАЭС, например в Белоруссии. Пачки не маркируют акцизными марками РФ — ведь по документам сигареты поедут в другую страну. Например, в Афганистан, транзитом через территорию России.

Фуры с грузом «транзитных» сигарет и необходимыми документами въезжают в Россию и успешно исчезают из поля зрения властей. Сигареты сгружаются, складируются, а затем развозятся и нелегально продаются в российских городах.

Процедура «таможенного транзита» в стране-получателе или на внешней границе ЕАЭС завершается фиктивно. Документы формально закрываются, а транспортные средства в страну назначения либо не прибывают, либо прибывают порожняком.