Тише крутишь — мощнее будешь

8 февраля 2021, 00:00
№7
«Силовые машины» начали разработку тихоходной турбины еще в 2008 году

«Силовые машины» Алексея Мордашова выходят на завершающую стадию проекта по созданию российской тихоходной турбины для атомных станций.

Компания сообщила, что на Ленинградском металлическом заводе (ЛМЗ, входит в «Силовые машины») идет сборка головного образца тихоходной турбины мощностью 1250 МВт собственной разработки. Как отмечается в сообщении, этот агрегат разработан под требования инновационного проекта АЭС поколения III+ с реакторными установками ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор). Предполагается, что сборка и выход на испытания состоятся уже в этом году.

В настоящее время «Силовые машины» производят быстроходные турбины (3000 оборотов в минуту, у тихоходной машины в два раза меньше — 1500), и в этой части компания «впереди планеты всей».

Как рассказывал «Эксперту» генеральный конструктор «Силовых машин» Александр Ивановский, компания единственная в мире производит быстроходные турбины для атомных станций мощностью 1200 МВт (см. «Восстановлению подлежит», «Эксперт» № 28 за 2020 год). «Мы единственные, кто достиг 1200 мегаватт в быстроходном исполнении. Это позволило нам предложить для атомной станции компактное и более дешевое решение, чем могут предложить наши зарубежные конкуренты. Все развивали быстроходную технологию, 3000 оборотов в минуту, но никто, кроме нас, не преодолел рубеж в 1000 мегаватт мощности».

Собственно говоря, это послужило причиной того, что ведущие мировые производители сосредоточились на производстве тихоходных турбин, забросив производство быстроходных. Так что сейчас их производит только ЛМЗ. Преимущество быстроходной турбины в том, что она меньше по размеру, менее металлоемкая, а значит, дешевле тихоходной. Да и затраты на ее установку ниже: меньше фундамент и размер машинного зала.

Надо сказать, что большинство построенных в советское время отечественных атомных станций и станций, которые были возведены по советским же проектам за рубежом, оснащено как раз тихоходными турбинами. В Советском Союзе существовало разделение: тихоходные турбины производились на Харьковском турбинном заводе (на Украине), а быстроходные — на Ленинградском металлическом заводе.

В середине 2000-х встал вопрос о создании собственного, российского, производства тихоходных турбин. Рассматривался в том числе вариант трансфера технологии со стороны иностранных производителей, в частности от Siemens, за счет создания СП немецкой компании с «Силовыми машинами». 

В итоге «Силовые машины» начали в 2008 году самостоятельно разрабатывать тихоходную турбину собственного производства, одновременно приступив к строительству нового производственного комплекса, теперь входящего в состав ЛМЗ. В 2012 году он был введен в эксплуатацию, инвестиции в его строительство и оснащение современным оборудованием составили около семи миллиардов рублей.

Если быстроходные турбины, как уже было сказано, фактически вышли на предел мощности — 1200 МВт (впрочем, «Силовые машины» продолжают вести по ним НИОКР, чтобы их усовершенствовать), то создаваемая тихоходная турбина уже сейчас имеет мощность хоть ненамного, но больше. В «Силовых машинах» полагают, что в перспективе можно будет создать на ее базе машину, чье применение станет возможным в турбоустановках с единичной мощностью в диапазоне 1600–1800 МВт, запрос на которые по мере развития атомной энергетики растет.

В компании не раскрывают своих планов о возможных поставках тихоходных турбин для нужд «Росатома». Впрочем, учитывая планы последнего по вводу атомных станций в России и за границей, можно предположить, что спрос будет: согласно последней редакции Схемы территориального планирования Российской Федерации в области энергетики, предполагается пустить 14 энергоблоков на семи площадках. Что касается заграницы, то сейчас там строится восемь ядерных объектов — в Белоруссии, Бангладеш, Индии, Ираке, Турции. На разных стадиях согласования и контрактации находятся 18 проектов энергоблоков.