«Поймать возрастающий темп развития технологий»

Георгий Алексеев
15 февраля 2021, 00:00
№8

Технологический уклад металлургической отрасли за последнее десятилетие претерпел кардинальную трансформацию. О том, какие компетенции важны для металлургов будущего и как их развивать, рассказывает заместитель генерального директора по управлению персоналом Трубной металлургической компании (ТМК), директор корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина

ПРЕДОСТАВЛЕНО ТМК
Заместитель генерального директора по управлению персоналом Трубной металлургической компании (ТМК), директор корпоративного университета ТМК2U Елена Позолотина

— Как меняется современная металлургическая отрасль, какие компетенции в ней становятся все более востребованы, какие, наоборот, уходят в прошлое? 

— Несмотря на то что металлургия — интенсивная отрасль, она сильно меняется в технологическом плане. Например, в ТМК за последние десять лет полностью закрылось мартеновское производство, как следствие, некоторые профессии ушли в прошлое, а некоторые при «старом» названии на 70–90 процентов изменили функционал, а значит, и модель компетенций. Кроме того, за пятнадцать лет мы полностью перестроили прокатное производство на всех наших предприятиях, по сути, построили новые заводы. Вальцовщик, который работал на заводе ТМК в 2005 году, и вальцовщик в 2020-м — это люди с совершенно разными функциями, и одна и та же по названию профессия тогда и сейчас предполагает совершенно разные требования к знаниям и умениям. 

Поэтому вопрос изменения компетенций комплексный, ведь за последние десять-пятнадцать лет поменялись требования практически ко всем профессиям в металлургии. В этом изменении есть определенные тренды, один из основных — возрастающий темп развития технологий, в том числе тех, о которых мы узнали буквально за последние пять-десять лет. Речь, конечно, идет о «цифре». И это отражается напрямую на изменении требований к сотрудникам — как уже работающим, так и тем, кто еще только получает образование. Корпоративный университет ТМК2U разработал корпоративный справочник квалификаций и компетенций для группы ТМК, в нем уже более 700 компетенций, относящихся к различным программным продуктам и цифровым технологиям. И справочник продолжает пополняться. 

— Готовят ли металлургов будущего современные вузы и техникумы? Чему приходится доучивать выпускников уже после трудоустройства? 

— Термин «доучивание» мне кажется неверным. За три-пять лет невозможно подготовить специалиста, чтобы он успешно работал всю жизнь. К тому же за это время большое количество информации устаревает, и попросту невозможно по окончании колледжа или вуза быть уверенным, что все полученные знания на сто процентов актуальны. Основная задача вузов и средних специальных учебных заведений (ссузов) — дать базовые знания по фундаментальным дисциплинам. Но их не менее важная миссия — научить студентов думать, добывать и анализировать информацию, научить учиться. А еще они, безусловно, должны давать трендовые компетенции, которые точно пригодятся в ближайшее время. 

Образовательные организации понимают необходимость идти в ногу со временем и уже сейчас активно вводят в образовательные программы всех уровней и направлений такие дисциплины как «прикладной анализ данных», «цифровая трансформация бизнеса», «управление проектами», а также цифровые инструменты в различных отраслях. При этом любой проактивный работодатель должен обеспечить непрерывное повышение квалификации и компетенций своих сотрудников. Хочется отметить, что сейчас образовательные учреждения достаточно быстро реагируют на потребность в повышении цифровой грамотности студентов. У нас появилось большое количество площадок для общения между работодателями и вузами, плюс тема образования патронируется органами власти, поэтому взаимодействие стало трехсторонним, и такие федеральные проекты, как, например, олимпиада «Я — профессионал», «Профстажировки 2.0», «Время карьеры», способствуют более оперативному реагированию вузов и ссузов на запросы работодателей.

Учреждения активно меняют свои программы под актуальные потребности, а мы готовы предоставлять свои ресурсы — экспертизу и учебные полигоны — для того, чтобы теория не расходилась с практикой и студенты видели, как работает современное производство, а преподаватели модернизировали свои образовательные курсы. Очень хорошо, что сейчас все больше экспертов из реального бизнеса привлекаются для преподавательской работы. Вузы и ссузы понимают, что гарантия качества обучения, а главное, применимости получаемых знаний на практике — это не степень преподавателя, а его реальный опыт и способность заинтересовать аудиторию живыми примерами из бизнеса.

— Каковы, на ваш взгляд, оптимальные пути совместить образование и практику в современной металлургии? 

— Здесь, пожалуй, нет смысла изобретать велосипед. Система дуального образования придумана давно, вопрос лишь в качестве ее функционирования. Если предприятие заинтересовано в выпускниках, которые сразу смогут успешно работать, оно будет поддерживать свои профильные вузы и техникумы: предлагать места для стажировок и практики, направлять экспертов на олимпиады, готовить кейсы для хакатонов. Мы в своей практике сначала знакомим школьников с предприятиями: они приходят на экскурсии в рамках дней открытых дверей, специалисты компании проводят в школах профориентационные уроки. Нам важно вызвать интерес к профессии металлурга уже в школе, ведь, даже если в семье сложилась династия, у современных детей куда больше выбора, многие не хотят идти на производство. И здесь наша задача — показать перспективу, чтобы школьник задумался о профессии не только как об источнике дохода. Важно, чтобы он осознавал смысл этой работы, видел, какие преимущества она дает и ему лично, и его городу, и экономике страны. И если такой школьник поступает в техникум или вуз по нашим профильным направлениям, мы поддерживаем его на протяжении учебы. Мы по праву гордимся нашими учебными полигонами — площадками корпоративного университета ТМК2U: тренажеры-имитаторы, физические стенды и станки, как механические, так и с ЧПУ, учебные комплексы для мехатроников и гидравликов и многое другое используются не только для повышения квалификации наших сотрудников, но и при обучении студентов.

— Какие инициативы в этом направлении предлагает ТМК? Как организован процесс целевой подготовки в вашей компании? Какие образовательные подходы вы используете? 

— Корпоративный университет ТМК2U, созданный три года назад, курирует и реализует весь процесс обучения в компании. Университет унифицирует программы, создает электронные курсы по основным теоретическим дисциплинам, чтобы повысить скорость обучения, снизить затраты и получить прозрачный контроль результатов с помощью тестирования по итогам каждого курса. При этом программы повышения квалификации разрабатываются как с участием специалистов компании и собственных бизнес-тренеров, так и с привлечением внешних экспертов и спикеров. Мы разрабатываем прикладные магистерские программы: совместно с Уральским федеральным университетом уже запущены «Финансы в цифровой экономике» и «Управление металлургическим предприятием». Более точечные запросы закрываем программами дополнительного профессионального обучения. При этом в нашем случае обучение или даже получение образования неотрывно связано с реальной работой: в каждой программе делается акцент на практику, даются обязательные кейсы из бизнеса, проводится отработка в режиме реального времени.

Существует также отдельное направление, напрямую не связанное с обучением, — развивающие мероприятия, крупнейшим из которых в нашей компании является молодежная научно-практическая конференция в рамках форума «Горизонты». На ней специалисты в возрасте до 35 лет представляют свои проекты по совершенствованию производства, экономический эффект от их реализации уже измеряется в миллиардах рублей. В 2018 году мы начали приглашать к участию в конференции студентов наших вузов-партнеров, которые разрабатывают проекты под кураторством экспертов ТМК. Результат не заставил себя ждать: уже четыре проекта, выполненных студентами, вошли в число призеров и победителей и реализуются в компании. При этом сами студенты участвуют в их внедрении, хотя некоторые еще не закончили обучение в вузе. 

Помимо проектной работы очень популярно сейчас обучение с помощью кейсов. Эту практику взяли на вооружение все учебные заведения, и мы охотно предоставляем наши задачи для развития потенциала студентов, например в проекте «Профстажировки 2.0», зачастую получая очень интересные идеи. Еще одно направление, с помощью которого студенты отрабатывают практические навыки, — конкурсы профмастерства. В течение нескольких лет студенты техникумов участвуют в заводских конкурсах, а с этого года мы планируем привлекать их и к общекорпоративному конкурсу «Игры мастеров». Здесь в увлекательных соревнованиях будут принимать участие лучшие из лучших, которые в будущем, как мы надеемся, станут высококвалифицированными специалистами металлургической отрасли.

Профориентация для школьников: проект ТМК «Точка опоры»

Чтобы помочь школьникам выбрать будущую профессию и повысить престиж рабочих специальностей, благотворительный фонд «Синара» и входящий в ТМК Северский трубный завод в 2013 году инициировали в Свердловской области проект «Точка опоры». Сегодня в нем участвуют уже десять городов, в которых расположены предприятия ТМК и группы «Синара»: Верхняя Пышма, Волжский, Калуга, Каменск-Уральский, Курган, Орел, Орск, Полевской, Таганрог и Челябинск. Сотрудники предприятий проводят для учащихся 8–11-го классов экскурсии и живые уроки на производстве, организуют конкурсы в разных форматах — от сочинений до карьерных квестов и реалити-шоу. По итогам всех этапов проекта фонд выделяет школам-победителям гранты на оснащение классов технологичным оборудованием. В 2019/20 учебном году в проекте приняли участие более 100 школ и почти 6000 человек.

Рассказывают участники проекта «Точка опоры». Диана Андриашвили, ученица школы № 19, г. Волжский: «Я ожидала, что найду множество новой и интересной информации, которая не только расширит мой кругозор, но и даст мне возможность переосмыслить понятие самой металлургии. Все ожидания оправдались. Этот проект дал мне возможность четко представить, чего именно я желаю от своей будущей профессии». Валерия Моторина, ученица школы № 23, г. Таганрог: «Некоторые одноклассники всерьез задумались связать свою будущую жизнь с металлургией. Такие проекты очень важны, ведь они позволяют “изнутри” увидеть труд, узнать о плюсах и минусах профессии, оценить свои возможности в данной сфере».