Зачем нужен промышленный дизайн в экономике впечатлений

Дарья Топильская
генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050.ЛАБ
6 сентября 2021, 00:00
№37

Добро пожаловать в экономику впечатлений! И хотя мы живем в ней уже более двадцати лет, представители корпораций до сих пор спрашивают: «А для чего нужен промышленный дизайн?»

Позитивный пользовательский опыт уже давно стал метрикой эффективности бизнеса и главным фактором конкурентоспособности. Все, что нас окружает, как ни крути, работа промышленных дизайнеров. От того, насколько рационально компании используют их компетенции, зависит спрос со стороны потребителей.

Прекрасная иллюстрация на тему взаимосвязи дизайна и бизнеса, после которой все сразу становится на свои места, — «лестница дизайна». Ее в 2001 году разработал Danish Design Centre.

В ней четыре ступени.  Первая — «отсутствие дизайна»: разработка продукции основана на представлениях инженеров, собственников бизнеса, других участников процесса о хорошей функциональности и эстетике.

Вторая — «дизайн как стайлинг»: дизайнеры привлекаются лишь на заключительном этапе разработки продукта, в основном для придания ему внешне привлекательной формы.

На третьем уровне — «дизайн как процесс»: дизайнеры входят в команду разработчиков продукта с самого начала, работают рука об руку с инженерами, технологами, маркетологами и администрацией. Это позволяет повысить эффективность вывода продукта или сервиса на рынок.

Четвертая, самая высокая ступень — «дизайн как инновация»: бизнес обращается к дизайнерам с какой-то проблемой или задачей. Дизайн задает движение бизнеса, определяет его развитие для наилучшего удовлетворения нужд пользователя.

Таким образом, чем шире используются возможности дизайна, тем больше эффектов получает бизнес заказчика. В России динамика рынка положительна. Обзор, подготовленный бюро «Формлаб» на основе данных Росстата и «Руспрофайла», свидетельствует, что даже в кризисном 2020-м зафиксирован годовой прирост заказов в области промышленного дизайна на 13,6%, до 748,3 млн рублей. Но потенциал отрасли в несколько десятков раз больше. 

Каждый инвестированный в дизайн фунт приносит 20 фунтов дохода, на четыре фунта увеличивает операционную
прибыль и на пять фунтов расширяет экспортные возможности компании

Главная причина разрыва — отсутствие сформированной экосистемы промышленного дизайна, отсутствие связей между всеми ее участниками: компаниями-заказчиками, дизайн-студиями, вузами, органами власти и общественными организации. Тем не менее в России уже есть компании, в которых дизайн внедрен в процесс разработки продукта. Например, ТМХ (в сотрудничестве с 2050.ЛАБ), АвтоВАЗ, МТС, «Яндекс». Их становится все больше. Но немало и тех, кто пока воспринимает дизайн как украшательство или вовсе отказывается от его возможностей.

Такая позиция — преграда инновациям. Как подчеркивает британское агентство InnovateUK, создание инноваций вышло за рамки технических исследований и разработок. Теперь это действия, цель которых — сначала понять запрос пользователей, а затем предложить им еще более качественные, максимально отвечающие потребностям решения.

Главным инструментом здесь и становится индустриальный дизайн. По подсчетам все того же InnovateUK, каждый инвестированный в дизайн фунт приносит 20 фунтов дохода, на четыре фунта увеличивает операционную прибыль и на пять фунтов расширяет экспортные возможности компании. Поэтому стратегия перехода транснациональных корпораций на четвертую ступень выглядит вполне логично.

Позитивный опыт пользователя — основа успеха в эре экономики впечатлений, где эмоции человека все больше определяют спрос на товары и услуги. Например, 78% миллениалов, поколения, которое составляет основу трудоспособного населения, охотнее тратятся на опыт и впечатления, чем просто на вещи, говорит исследование Eventbrite и Harris https://eventbrite-s3.s3.amazonaws.com/marketing/Millennials_Research/Gen_PR_Final.pdf.

А по данным PwC https://www.pwc.com/us/en/advisory-services/publications/consumer-intelligence-series/pwc-consumer-intelligence-series-customer-experience.pdf, потребители готовы приобретать более дорогие товары и услуги (+16% к цене), если они позволят получить больше положительных эмоций. И в то же время даже одна ошибка может стать фатальной: от трети до половины опрошенных по всему миру потребителей говорили, что откажутся от любимого бренда после первого неудачного опыта взаимодействия.

В пандемию запрос на позитивные эмоции и впечатления только возрос. А спрос по-прежнему рождает предложение. Глубокое внедрение промышленного дизайна — возможность не упустить момент и выбрать верный путь развития, создав высококонкурентный продукт.