К штурму Нью-Йорка готовы

13 сентября 2021, 00:00
№38
ЯРОСЛАВ ЧИНГАЕВ/ТАСС
И «Делимобиль» едет на биржу

В этом и в следующем годах сразу несколько российских компаний собрались стать публичными эмитентами. Время для этого выбрано вполне подходящее: рынки акций находятся на максимумах.

Так, выйти на IPO планирует СПБ биржа. В качестве сроков называют конец текущего года или начало следующего. Размещение пройдет на американской Nasdaq. В этом году к бирже присоединится «Вкусвилл». По данным Wall Street Journal, биржа рассчитывает на оценку в 2 млрд долларов, а сеть магазинов — в 3–5 млрд. Уже осенью нынешнего года на Nasdaq собирается разместиться и российский сервис по поиску недвижимости ЦИАН. В ходе IPO он думает привлечь 300–400 млн долларов капитала на дальнейшее развитие. Здесь оценка, скорее всего, будет скромнее: порядка миллиарда долларов.

По данным Reuters, этой осенью на американские рынки собирается выходить и «Делимобиль». Ранее основатель каршеринга Винченцо Трани уже заявлял о планах разместить до 40% акций на NYSE в 2022 году, так что, вполне вероятно, владелец компании хочет успеть в идеальное время. Наконец, СМИ сообщали, что публичным может стать «Ренессанс страхование».

Все перечисленные компании так или иначе относятся к новой экономике, то есть делают ставку на ИТ-системы как на конкурентное преимущество. Это касается и СПБ биржи, чей бизнес состоит в обеспечении доступа российских инвесторов к иностранным ценным бумагам (подробнее см. «Вложиться в Apple в России», «Эксперт» № 27 за 2016 год), и каршеринга «Делимобиль», и сервиса по подбору квартир ЦИАН, и «Ренессанс страхования», использующего нейросети для продаж и урегулирования (в его ИТ-департаменте 350 человек), и «Вкусвилла», который именно за счет ИТ-систем снижает свои затраты. Поэтому и размещаться они собираются в США: там инвесторы более щедрые. Тем более что одновременно с размещением в США можно организовать листинг на Мосбирже — или же просто вывести бумаги на ту же Мосбиржу и СПБ биржу как иностранные.

Остается вопрос, насколько эти компании окажутся интересны инвесторам. Как отмечает аналитик ФГ «Финам» Леонид Делицын, спрос определенно будет, однако его объем заметно различается от отрасли к отрасли.
«IPO всех перечисленных компаний имеют хорошие шансы на успех при условии соблюдения метода Киссинджера из анекдота, то есть иностранные инвесторы станут покупать потому, что им будет обещан интерес российских, а российские — в надежде на ажиотажный спрос иностранных. СПБ биржа быстро наращивает обороты и, вероятно, сможет платить дивиденды. “ВкусВилл” хорошо известен массовому потребителю, и у него растет доля онлайн-составляющей, а значит, компания может позиционироваться как “в коммунизм идущий дед” из поэмы Твардовского — традиционный, но сильный бизнес, способный адаптироваться к новой экономике. У ЦИАН крепкие позиции и успешные западные аналоги, эта компания тоже будет понятна. Неплохими кажутся перспективы IPO онлайн-кинотеатра iVi — благодаря его заметному отрыву от конкурентов. Что касается IPO какого-либо российского каршеринга, то ажиотажного спроса я бы не ожидал. Но если такое IPO состоится, оно откроет дорогу для выхода на биржу “Яндекс.Такси”», — перечисляет перспективы каждого IPO аналитик.

Впрочем, сохраняется и риск того, что некоторые размещения могут быть частично проигнорированы. Леонид Делицын напоминает: провальным оказалось IPO маркетплейса Wish, который предлагает американским покупателям очень дешевые китайские товары и позиционируется как номер три в американской электронной коммерции. Без успеха прошло IPO революционного брокера Robinhood, хотя инвесторы спохватились через неделю. IPO облачного хостера DigitalOcean прошло по нижней оценке. «Для успешного IPO нужна комбинация нескольких факторов. Во-первых, на рынке должно быть много денег и мало очевидных объектов для вложения. Во-вторых, нужны понятные массовому инвестору андеррайтеры. IPO, которые организуют нишевые андеррайтеры, специализирующиеся на небольших компаниях с высокими рисками, проходят долго, сложно и не с первого раза. В-третьих, желательно, чтобы рынок в целом был на подъеме, хотя иногда отличные IPO идут на фоне полного уныния рынка», — перечисляет г-н Делицын факторы, необходимые для успешного IPO.

В случае с российскими компаниями есть безусловно позитивный фактор: все они, кроме «Делимобиля», прибыльны (ООО «Каршеринг Руссия», российская «дочка» люксембургского Delimobil Holding S. A., согласно СПАРК, за 2020 год показала убыток).