Nissan: адаптация технологий к российским условиям

Алексей Грамматчиков
обозреватель журнала «Эксперт»
29 ноября 2021, 00:00

Nissan адаптирует свои технологии под специфику российского рынка. Речь, в частности, идет о системе помощи водителю ProPilot, которой теперь оснащаются производимые в России автомобили одного из ведущих японских автоконцернов

ПРЕДОСТАВЛЕНО КОМПАНИЕЙ NISSAN
Модели Nissan Х-Trail и Qashqai, на которые теперь устанавливается система помощи водителю ProPilot

Выпускаемые в России автомобили Nissan Qashqai и Nissan X-Trail недавно получили оснащение фирменной системой помощи водителю Nissan ProPilot. Задача нового решения — оказывать помощь водителю на дороге: содействовать удержанию машины в центре полосы, поддерживать оптимальную дистанцию до впереди идущего авто. В зависимости от дорожной ситуации система может самостоятельно тормозить вплоть до полной остановки, а затем плавно стартовать вместе с дорожным потоком.              

Системами помощи водителя свои автомобили оснащают многие компании, но особенность Nissan ProPilot заключается в серьезной адаптации этого решения к специфике российских дорожных условий силами российского подразделения инженерного центра NTCE-R (Nissan Technical Center Europe Russia). Сотрудники центра указывают, что условия, стандарты и характер дорожного движения в России имеет ряд существенных отличий по сравнению с другими странами. Например, на российских дорогах часто присутствует нестандартная или плохо различимая разметка. Другой значимый фактор — сложные погодные условия, когда на дорожном покрытии образуется лед, появляется снег, грязь, пыль. Наконец, свою специфику в России имеет манера вождения: водители на дорогах часто используют резкие перестроения, торможения и другие маневры.

За период испытаний системы ProPilot в России инженерами Nissan было пройдено свыше 25 тыс. км дорог различных типов в разных климатических условиях, от +40 до −25 градусов. «Адаптация системы началась еще год назад на Дмитровском автополигоне, — рассказывает Александр Калинин, инженер российского отделения NTCE. — Затем мы меняли “прошивки” и проехали на машинах c ProPilot по всем значимым автотрассам России, начиная с Крыма и заканчивая Владивостоком. При испытаниях мы учитывали трафик, дорожную разметку, ментальность водителей, чтобы максимально адаптировать наши автомобили под российские условия. Зимние погодные условия привнесли свои коррективы во время тестирования».

Благодаря проведенным работам адаптированный к российским условиям ProPilot, например, стал хорошо различать даже плохо различимую на дороге разметку. В этом можно было убедиться во время устроенного компанией тест-драйва по дорогам Карелии. В отличие от многих конкурентов «электронное зрение» Nissan видит даже весьма распространенные в России блеклые дорожные линии, исправно отдавая команду рулевому управлению подруливать, если машина выезжает за пределы полосы. Удалось инженерам японской компании оптимально настроить систему и в плане поддержания безопасной дистанции до впереди идущего авто. Даже при резком перестроении спереди алгоритмы системы вовремя дают команду притормозить, а если же другой автомобиль мирно движется в соседней полосе, пусть и близко к ее границам, электроника даст команду на уверенный обгон.

«Конструктивно у системы ProPilot есть свои “глаза”, “мозг” и “мускулы”, — говорит Александр Калинин. — “Глаза” — это передняя камера, которая распознаёт впереди идущий автомобиль и разметку, а также радар, который измеряет расстояние до машины впереди. “Мозг” — это электронный блок управления, который обрабатывает получаемые с камер и радара данные. А “мускулы” — это возможность воздействовать на такие элементы управления, как электроусилитель руля, элементы тормозной системы (система курсовой устойчивости и стояночный тормоз), а также управление разгоном через акселератор».

Управление новой системой в автомобиле осуществляется с помощью отдельной клавиши на руле: для активации ProPilot ее нужно нажать, затем кнопками Set устанавливается скорость (одно нажатие кнопки — фиксируется скорость, клавиши «+» или «–» позволяют ее корректировать). При включенной адаптивном контроле на дисплее загорается индикатор Cruise, тут же видна информация об установленной максимальной скорости и дистанции. Одновременно с адаптивным круиз-контролем запускается ассистент удержания полосы, о его работе информируют зеленые полосы на дисплее: когда датчики перестают различать разметку, одна или обе зеленые полоски гаснут, что сопровождается звуковым предупреждением.

«Все функции системы ProPilot могут применяться на автотрассах, в длительных поездках при ежедневных передвижениях, — говорит Александр Калинин. — При этом водитель всегда должен продолжать контролировать движение автомобиля, не снимая рук с рулевого колеса, и быть готовым скорректировать движение, если система не сработала. Главное преимущество системы — более уверенное, комфортное и безопасное вождение. При движении в пробке, когда включен интеллектуальный круиз-контроль (Intelligent Cruise Control), водителю не надо утомительно контролировать старт и стоп. Это удобно особенно в долгих пробках — функции трогания и остановки частично передаются автомобилю, который будет начинать и прекращать движение вместе с трафиком. А на трассе автомобиль будет удерживать дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это более продвинутый функционал по сравнению с обычным круиз-контролем, потому что нет необходимости контролировать ускорение и торможение. Функции интеллектуального круиз-контроля повышают безопасность пассажиров, так как не позволяют дистанции сократиться до критической».

Инженеры Nissan подчеркивают, что система ProPilot — это пока еще не автопилот, который способен управлять автомобилем без участия человека. То, что новое решение — это лишь электронный ассистент, выражается, в частности, в том, что, когда водитель снимает руки с руля, система через некоторое время вежливо напомнит об этом с помощью звукового сигнала. А если и дальше человек не положит руки на руль, электроника сначала легко нажмет на тормоз, чтобы встряхнуть зазевавшегося водителя, а потом включит аварийный сигнал и плавно остановит автомобиль.

Одновременно компания Nissan развивает на российском рынке еще одно нововведение — мобильное приложение Nissan Connect Services, которое обеспечивает интерактивную связь с автомобилем. Эта технология представляет собой комплекс сервисов, который, с одной стороны, позволяет получать информацию об использовании автомобиля, а с другой — при помощи возможностей телематики и благодаря соединению со смартфоном дистанционно управлять некоторыми функциями авто. В частности, загрузив соответствующее приложение на смартфон, можно дистанционно запускать двигатель и предварительно прогревать автомобиль, активировав в нем климат-контроль, что особенно удобно, например, в морозную погоду. Или вот еще ситуация: вы запарковали автомобиль в темном месте, в этом случае у автомобиля можно дистанционно включить фары, можно также активировать в машине звуковой сигнал или блокировать-разблокировать двери. Другая функция — дистанционная проверка статуса автомобиля — позволяет узнать расчетный запас хода, историю и статистику поездок, местоположение машины. Система мониторинга позволяет контролировать автомобиль, даже если им управляет другой водитель: у пользователя есть возможность просмотреть настройки ограничения скоростного режима, временных рамок и области использования. Если такие ограничения будут нарушены, владелец получит соответствующее уведомление.

Еще одна функция Nissan Connect Services — «Навигация от двери до двери» — проложит оставшуюся часть пути, если вы припаркуетесь, не доехав до конечной точки маршрута. В приложении также можно сохранять маршруты, отправлять их на головное устройство автомобиля. А функция «Найти автомобиль» позволит сделать это автомобиль на самых загруженных парковках. Кроме того, в приложении доступен вызов оператора из службы поддержки Nissan Assistance. Разработчики позаботились и о конфиденциальности: в случае, если клиенту нужно совершить поездку инкогнито, после запуска двигателя на дисплее навигационной системы можно отменить разрешение использовать функцию Nissan Connect Services, и тогда мониторинг автомобиля осуществляться не будет.

«С помощью Nissan Connect Services мы модернизируем четыре основных направления, — говорит Александр Калинин. — Во-первых, это возможности подключения, когда смартфон может подключаться к автомобилю с помощью приложений Apple CarPlay или Android Auto. Во-вторых, это расширенные навигационные функции, когда можно, например, отправлять маршрут со смартфона на автомобили или отправлять пеший маршрут от автомобиля до конкретной точки на смартфон. В-третьих, это комфорт и удобство, когда есть возможность, в частности, видеть статус замков и дистанционно ими управлять, а также на расстоянии запускать двигатель, прогревая салон. И в-четвертых, новая система повышает безопасность, когда на смартфон, скажем, будут приходить уведомления о превышении скорости».

Nissan намерен и дальше развивать свои технологии на российском рынке. Более десяти лет назад компания взяла курс на глубокую локализацию своей продукции в России: с 2009 года под Санкт-Петербургом работает завод «Ниссан Мануфекчуринг Рус» с полным производственным циклом, который включает в себя сварку, окраску и сборку автомобилей. Это позволяет Nissan уверенно держаться в десятке самых продаваемых автомобильных марок в России: в частности, по итогам первого полугодия 2021 года компания реализовала на российском рынке 25,3 тыс. автомобилей, заняв восьмое место в рейтинге самых популярных автомобильных марок в России.