Nokian: перевод на татарский

19 декабря 2022, 00:00
РУСЛАН ШАМУКОВ/ТАСС
Не исключено, что кроме рисунка протектора новые шины не будут иметь ничего общего с топовыми «хакками»

Недолго «Татнефть» оставалась без шинного актива. Вынужденно, из-за санкций, продав компанию Kama Tyres Татнефтехиминвест-холдингу (49% — у правительства Татарстана) за 35,55 млрд рублей (подробнее см. «Шинное ханство», «Эксперт» № 45 за 2022 год), в конце октября она решила приобрести другое предприятие — завод Nokian Tyres во Всеволожске. По неофициальным данным, сумма сделки составит около 400 млн евро.

И вот теперь сделка завершается: документы поданы в ФАС России для одобрения. По словам ее пресс-службы, поступили ходатайства ПАО «Татнефть» о приобретении долей в уставных капиталах ООО «Нокиан Тайерс», ООО «Хакка Инвест» и ООО «Нокиан Шина» в размере 100% у компании Nokian Tyres.

Еще недавно завод выпускал 16 млн автопокрышек в год — это 80% всего «тиража» марки Nokian, и в основном они шли на экспорт в дальнее зарубежье. С 10 июля рынок ЕС был закрыт для шин российского производства, что вынудило финнов искать в нашей стране покупателя, готового работать на внутренний рынок.

На заводе во Всеволожске производство полного цикла (от сырья до готовой продукции) с 1570 сотрудниками выпускало свыше 1800 продуктов, в первую очередь для легковых автомобилей и фургонов. Наиболее популярное направление — зимние шины, в том числе новинка 2022 года нешипованные «скандинавского» типа (для езды по глубокому снегу) Hakkapeliita R5.

Наличие современного оборудования позволит обеспечить высокое качество шин. Что же до технического уровня, то стороны не раскрывают подробностей передачи документации на выпускаемые шины, неизвестны и новые цепочки поставок (финны импортировали около половины сырья и компонентов, включая натуральный каучук и «высокую» химию), поэтому достоверно судить о будущем качестве и наборе свойств «отатаренных финнов» нельзя. Кроме того, российский шинный рынок потребляет в основном изделия низших сегментов, а качественные шины современной конструкции занимали, по разным оценкам, от 15 до 25% рынка (всего в 2021 году в России продано 49 млн штук, из них 53% российского производства, еще 22% — китайские шины, как правило крайне низкосортные).

Поэтому не исключено, что, кроме рисунка протектора, новые шины не будут иметь ничего общего с топовыми «хакками». Бренды тоже будут новыми: заявки в Роспатент поданы на товарные знаки Torsten, Ikonan и Ikon.

Тем временем финны осваивают новые производственные площадки, в частности в США и Румынии, где планируется выпускать 4 и 6 млн шин в год.