Инфраструктурный бум в российских регионах продолжается: аналитическая компания Sherpa Group на основе данных Минфина РФ подсчитала, что в первом полугодии 2025 года инфраструктурные расходы региональных бюджетов достигли 769,5 млрд руб., что на 18,5% больше, чем год назад. Согласно исследованию Агентства стратегических инициатив, развитие инфраструктуры в регионах способствует развитию значимых отраслей экономики, отрывает компаниям доступ к новым рынкам и, снижая затраты на логистику, повышает эффективность бизнеса.
Дорожный маршрут
Ставку на развитие транспортной инфраструктуры делает самый большой и холодный российский регион Якутия. Согласно его официально опубликованной стратегии развития, к 2030 году объем местного производства в Якутии должен увеличиться в 1,5 раза, для достижения этих целей инвестиции в развитие транспортной и энергетической инфраструктур республики за ближайшие пять лет составят не менее 600 млрд руб.
Например, одним из крупнейших инфраструктурных проектов не только для Якутии, но и для всего Дальнего Востока и России является продолжающееся строительство Ленского моста. «Фактически мост свяжет Восточную Сибирь с побережьем Охотского моря, а Транссиб и БАМ — с Северным морским путем. В будущем это поможет создать международный транспортный коридор между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона», — говорит глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, добавляя, что, по подсчетам правительства Якутии, с вводом Ленского моста будут вовлечены в промышленный оборот объекты по добыче полезных ископаемых примерно на 1 трлн руб.
Запланировано, что запуск в эксплуатацию Ленского моста длиной 4,6 км состоится в 2028 году. Как сообщили «Эксперту» в ГКУ «Дирекция по строительству Ленского моста», на объекте в настоящее время бетонируются основы опор, ведутся буровые и другие работы.
Значимым объектом дорожной инфраструктуры региона станет и новая автодорога между Якутией, Приангарьем и Бурятией. По словам министра транспорта Якутии Владимира Сивцева, строительство новой трассы начнется в 2026 году, она соединит поселок Таксимо на севере Бурятии и город Мирный на юго-западе Якутии. В общей сложности дорога будет иметь протяженность 1752 км, она существенно сократит логистические издержки компаний самых различных отраслей экономики, в том числе сельского хозяйства.
Угольная разгрузка
Выход якутского коксующегося угля к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона обеспечит запуск первой в России частной Тихоокеанской железной дороги длиной в 531 км. Она связала крупное якутское Эльгинское угольное месторождение с берегом Охотского моря. Инициатором проекта стала угледобывающая компания «Эльга», по словам ее генерального директора Александра Исаева, если до 2020 года добыча угля на Эльгинском месторождении составляла около 7 млн тонн угля в год, то в 2022 году она уже превысила 20 млн тонн, а с вводом новой железной дороги уже по итогам 2025 года достигнет 36 млн тонн.
На перевозках угля и топлива будет зарабатывать еще один проект строительства железной дороги — Северо-Восточный транспортный коридор. В его рамках будет создан железнодорожный переход «Джалинда» (РФ)—"Мохэ" (КНР), осуществлено строительство железной дороги Нижний Бестях—Магадан. По словам генерального директора акционерной компании «Железные дороги Якутии» Василия Шимохина, уже в период временной эксплуатации дорога начнет зарабатывать на перевозках каменного угля и топлива, на начальном этапе только на переходе "Джалинда"—"Мохэ" она сможет пропускать до 5 млн тонн грузов в год, к 2030 году — до 20 млн тонн, а в дальнейшем — до 40 млн тонн.
Одновременно в регионе идет динамичное развитие портовой инфраструктуры, а также судостроения. В частности, в Якутии запланировано расширение мощностей порта Тикси, идет строительство нового порта Найба, который сможет принимать крупнотоннажные суда и обеспечит приемку до 2 млн тонн грузов. В частности, по словам Айсена Николаева, порт критически важен для Кючюсского горнопромышленного кластера Усть-Янского района, который сможет нарастить добычу золота, олова и других полезных ископаемых. Также, как сообщают в правительстве Якутии, до конца 2025 года в регионе планируется завершить и ввести в эксплуатацию Жатайскую судоверфь, которая обеспечит строительство судов: от барж и буксиров до плавучих доков и даже арктических судов.
Переход на новые технологии
На наращивание объемов перевозки пассажиров и грузов в Якутии нацелено развитие авиационной инфраструктуры. По сообщениям правительства региона, за последние пять лет здесь обновлены свыше десятка аэропортов, в ближайшее время планируется реконструкция международного терминала аэропорта Якутска, в результате чего пассажиропоток здесь возрастет с 40 тыс. до 100 тыс. человек в год.
Перспективным направлением транспортного развития региона должно стать создание Центра беспилотных авиационных систем, который позволит проводить испытания и использовать эту современную технику в условиях Крайнего Севера. В июле этого года в регионе заработал сервис «Воздушная переправа», доставляющий посылки через реку Лену. «Востребованность беспилотных летательных аппаратов сейчас растет, — говорит Айсен Николаев. — БПЛА можно использовать при перемещении грузов, в мониторинге лесных пожаров, а также ими могут пользоваться геологи и спасатели. Наверное, нет другого региона, более нуждающегося в беспилотных летательных аппаратах, чем Якутия, для которой критично важно развивать все виды транспортной инфраструктуры, в том числе и самые современные».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag