Интервью

«Мы выстроили единое образовательное пространство»

Министр просвещения Сергей Кравцов — о вызовах системы

«Мы выстроили единое образовательное пространство»
Как меняется система образования в стране, по каким учебникам будут учиться школьники и как им в этом поможет искусственный интеллект, рассказал министр просвещения РФ Сергей Кравцов.

— Какие главные задачи сегодня стоят перед системой среднего образования?

— Мы завершили формирование в стране единого образовательного пространства. Утверждены единые образовательные программы, стандарты и подходы к воспитательной работе. Школы смогут адаптировать расписание под свои условия, но в рамках единых федеральных требований. Воспитание вернулось в школы. В школах введены должности советников по воспитанию, они работают в большинстве образовательных организаций.

Успешно развивается олимпиадное движение. За пять лет число участников Всероссийской олимпиады школьников возросло на 1 млн и составляет уже 7 млн. Международным признанием качества нашего образования стало выступление наших ребят на олимпиадах за рубежом. Россия стабильно входит в тройку сильнейших стран мира по результатам международных олимпиад школьников.

Кроме того, обеспечена 100-процентная доступность детских садов, в рамках национальных проектов строятся и ремонтируются школы и колледжи, значительно выросло число заявлений на бюджетные места в системе среднего профессионального образования (СПО).

Все это говорит о том, что мы смогли воссоздать систему образования, которая дает учащимся широкий кругозор, воспитывает подрастающие поколения, формирует патриотическое мировоззрение. Сейчас наша главная задача — закрепить успехи и достижения, учесть новые вызовы, которые стоят перед страной.

— Как министерство оценивает эффективность использования цифровых технологий в образовательном процессе?

— В современном мире цифровые технологии стремительно меняют реальность, а вопросы цифровизации и искусственного интеллекта (ИИ) становятся значимыми не только в экономике, но и в социальной сфере. Я не устаю повторять, что все разрабатываемые и внедряемые цифровые технологии никогда не смогут заменить живое общение учителя и ребенка.

Убежден, что нам необходимо строить систему, где технологии усиливают способности человека, а не вытесняют их. Искусственный интеллект и цифровые платформы должны работать на педагога, помогать ему, поддерживать его и ученика

Мы видим большой интерес школьников к изучению технологий ИИ. Начиная с 2021 года проводим Всероссийскую олимпиаду по искусственному интеллекту, направленную на выявление и развитие творческих способностей детей в этой сфере. За эти годы в ней приняли участие более 55 тыс. ребят из всех регионов России. В августе этого года российские школьники завоевали восемь медалей на Международной олимпиаде по искусственному интеллекту в Китае.

— Как меняются требования к учебникам и методическим материалам? Будет ли и каким образом усилен контроль за их качеством?

— На протяжении последних нескольких лет мы занимаемся исправлением непростой ситуации с учебниками, сложившейся в 1990-е годы. Еще десять лет назад в школах использовалось 65 разных учебников истории. Единой трактовки истории не было, единых программ не существовало. В 2012 году было 100 линеек по математике.

Обновлена программа по истории: мы полностью перешли на россиецентричный подход к ее изучению. С 2023 года мы поэтапно внедряем единые государственные учебники истории для 10–11-х классов, для организаций СПО. С 1 сентября 2025 года — для пятых-седьмых классов, с 1 сентября 2026 года — для восьмых-девятых классов. Государственные учебники полностью синхронизированы с федеральными программами и заданиями ЕГЭ.

Начали разрабатывать единые учебники в том числе по математике, физике, химии и биологии на базовом и углубленном уровнях с привлечением Российской академии наук. Подготовлены учебники по обществознанию для 9–11-х классов, в школы они поступят к 1 сентября 2026 года. В ближайшие три года планируем завершить разработку государственных учебников по всем предметам.

— Какие решения принимает министерство в поддержку учителей?

— Педагоги, несомненно, являются главным богатством российской системы образования. Не устаю повторять, что ни искусственный интеллект, ни другие информационные технологии никогда не смогут заменить педагога.

Много уже сделано для повышения престижа педагогической профессии. Но многое нам еще предстоит сделать.

Мы работаем над снижением бюрократической нагрузки, высвобождением времени педагога для работы с детьми и собственного развития

Важным остается вопрос материального вознаграждения педагогов. Работаем здесь совместно с регионами.

У нас выстроена устойчивая и эффективная система повышения квалификации учителей. С 2025 года на базе педвузов мы организуем ежегодное повышение квалификации для 35 тыс. учителей химии, биологии, математики, физики и информатики. Важно использовать этот ресурс. Повышение квалификации и переподготовку учителя должны проходить в государственных учреждениях, закон вступает в силу с 1 сентября.

— Как обеспечиваются равные возможности для учеников городских и сельских школ?

— Как я говорил выше, у нас в стране приняты единые образовательные программы — единые учебники облегчают работу учителей. Они также обеспечивают единообразие в обучении независимо от школы и региона. Мы ведем работу с отстающими школами, возродили методические службы. Приводим все образовательные учреждения в нормативное состояние.

Наша ключевая цель — чтобы каждый ребенок вне зависимости от места жительства имел доступ к качественному, современному и безопасному образованию.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Школа, 08:03
Как цифровизация меняет российскую школу
Школа, 08:01
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» о тенденциях на рынке образования