На загородном рынке

26 марта 2012, 00:00

Луиза Улановская, руководитель департамента маркетинга и продаж ООО «Газпромбанк-Инвест»:

 nedviz_016_028-2.jpg

— Ведущие игроки рынка единогласно отмечают, что высокобюджетные загородные проекты позднее всего выходят из кризиса: сократился спрос и увеличился срок экспозиции объектов. Фактор президентских выборов если и оказывал влияние на загородный рынок, то только в высокодоходном сегменте и только на более ранних этапах. В феврале — начале марта фраза «надо дождаться итогов» скорее означала неготовность или нежелание конкретного человека выйти на конкретную сделку, чем влияние фактора президентских выборов. Под давлением рынка девелоперы активно ищут новые пути повышения эффективности. Проводят кардинальную реконцепцию проектов — от замены архитектурной составляющей домов, состава инфраструктуры и площади участков до смены названий и позиционирования, изобретают новые форматы продвижения. В частности, в нашем поселке «Лион» совместно с галереей «Эритаж» был реализован арт-проект, посвященный теме эклектики и авторским арт-объектам в жилом пространстве загородного дома.

Наталья Картавцева, заместитель генерального директора по продажам ОАО ОПИН:

Наталья Картавцева nedviz_016_012-2.jpg
Наталья Картавцева

— На загородном рынке 2011-й стал годом своеобразной оттепели. Были разморожены приостановленные в кризис проекты, а число новых поселков превысило 90 адресов, причем формат «без подряда» составляет только половину. Подмосковный первичный рынок загородного жилья 2011 года далек от показателей и динамики предкризисных лет, и темпы роста цен по итогам года зафиксированы вполне скромные — 3–7 процентов в зависимости от сегмента. Прошлый год однозначно продемонстрировал интерес покупателей к новым, не вполне привычным пока форматам — малоэтажным жилым комплексам, таунхаусам.

Год обещает стать рекордным по числу сделок с новостройками в Подмосковье. Спрос на многоквартирное жилье в регионе увеличится на 10–15 процентов, причем так называемая новая Москва потянет за собой приграничные территории, которые также будут активно развиваться. Наблюдается две интересные противоположно направленные тенденции. Первая: усиливающаяся конкуренция способствует снижению цен. Вторая: ажиотажный спрос по наиболее успешным проектам, напротив, провоцирует их рост. В этом году перепроизводство первичному рынку не грозит. В то же время до четверти новостроек будут малоликвидны, как морально устаревшее и неадекватно оцененное жилье.