Фонды с личным брендом
Авторские фонды появились в апреле 2025 г. по инициативе Мосбиржи и УК «Альфа Капитал». Запуск фондов под стратегии лидеров мнений мог «вдохнуть новую жизнь» в рынок коллективных инвестиций, рассказал «Эксперту» управляющий директор Мосбиржи по фондовому рынку и цифровым активам Борис Блохин. «Мы с удовольствием наблюдаем, как интерес к авторским фондам растет, и намерены продолжать развивать линейку», — заметил Блохин. Формально фондами управляет лицензированная УК, но стратегию инвестирования создают блогеры.
Сейчас существует четыре авторских фонда — стратегию им создали частные инвесторы, которые приобрели известность в том числе благодаря своим телеграм-каналам, где публикуются рекомендации по вложениям. По числу подписчиков лидируют двое — автор проекта bitkogan Евгений Коган и Назар Щетинин, ведущий телеграм-канала «Вредный инвестор». Пайщики авторских фондов, как следует из статистики, — преимущественно жители столичного региона, а также Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и других городов. Самому старшему держателю доли в одном из паевых фондов — 86 лет.
Как работают авторские фонды
ОПИФ — открытый паевой инвестиционный фонд. Это форма коллективного инвестирования, при которой средства инвесторов объединяются в один фонд. В авторском ОПИФе стратегию определяет инвестблогер, а управление фондом осуществляет управляющая компания. Клиенты приобретают пай — долю в фонде, которая сформирована из активов: акций, облигаций и других видов обязательств. Активы в ОПИФ подбирает автор стратегии фонда.
Преодоление отметки в 100 млн руб. — важный рубеж, который показывает высокий интерес инвесторов к новому формату авторских фондов, считает директор по стратегии УК «Альфа-капитал» Елена Чикулаева. В комментарии «Эксперту» она подчеркнула, что подобные инструменты отвечают запросам современного инвестора, который ищет «не просто финансовый инструмент, а готовую стратегию от эксперта, которому доверяет в регулируемом поле». В планах — расширять линейку за счет перспективных инвестстратегий и «новых ярких имен», добавила Чикулаева.
Интернет инвестиционных советов
25 февраля Банк России разослал участникам финансового рынка информационное письмо с рекомендациями о том, как взаимодействовать с «блогерами — распространителями финансовой информации в социальных сетях». Тогда регулятор провел мониторинг лидеров мнений с аудиторией более 10 тыс. пользователей, которым те рекомендуют выбор финансовых организаций, услуг, инструментов и инвестиционных предложений, которые могут «оказывать влияние на решения» пользователей.
Рекомендация состояла в том, чтобы профессиональные участники рынка, которые продвигают «на возмездной основе» (речь не об официальной рекламе, ее ЦБ выделяет в отдельную категорию, у нее должна быть своя пометка в соответствии с законом «О рекламе». — «Эксперт») свои продукты у инвестблогеров, обеспечивали маркировку таких материалов. В содержании маркировки должно быть сказано о том, что публикация размещается «в интересах и по заказу» участника финансового рынка, следует из письма.
В июне, на ПМЭФ-2025, глава Службы по защите прав потребителей Банка России Михаил Мамута рассказал журналистам, что ЦБ наблюдает за реализацией февральских рекомендаций, но не исключает того, что «может усилить внимание» за деятельностью инвестблогеров. По его словам, их влияние на розничный рынок велико настолько, что может отражаться на котировках. Мамута оговорился, что готового решения у регулятора нет, а итоги по соблюдению рекомендаций пообещал подвести во втором полугодии.
Ранее председатель ЦБ Эльвира Набиуллина говорила о важности ограничений для неквалифицированных инвесторов — они действуют с 2021 г. и подразумевают запрет доступа так называемых «неквалов» к необеспеченным сделкам и торгам на срочном рынке. Позднее эти ограничения не раз ужесточались: например, в сентябре 2022 г. регулятор ограничил продажу «неквалам» ценных бумаг недружественных стран. «Ограничения для неквалифицированных инвесторов очень важны, потому что вхождение в ряд инструментов может приводить к разочарованию и убыткам», — отмечала Набиуллина на пресс-конференции в феврале 2021 г.
Компромисс в легализации
Авторские фонды — это возможность уйти от «инфоцыганства», предоставив блогерам и их подписчикам готовую инфраструктуру, отметил в беседе с «Экспертом» управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев. По его словам, такие ОПИФы существуют в очерченном правовом поле с соответствующими законами и ответственностью. «Это все же правильная коллаборация управляющих компаний с авторами фондов, нежели обычная инициатива», — резюмировал Целищев.
Идея авторских фондов — скорее маркетинговый инструмент, «гибрид между рекламой и развитием частного трейдинга», который подразумевает в том числе привлечение широкой аудитории к разным инструментам Мосбиржи, полагает глава Ассоциации инвестиционных платформ Кирилл Косминский. По его словам, Банк России на профессиональных форумах не раз приводил статистику того, что в топ каналов информации для частных инвесторов неизбежно попадают конкретные блогеры и соцсети в целом. «Те каналы информации, которые используют регуляторы, живут в мирах параллельных с теми, где частные инвесторы реально получают сведения», — отметил Косминский в разговоре с «Экспертом».
Государственные институты не умеют работать с современными формами коммуникаций — поэтому и сохраняется разрыв, резюмировал Косминский. «Да, у них есть странички, они дают интервью, но мы, участники финансового рынка, привыкли получать информацию иначе», — добавил Косминский. И хотя создание авторских фондов, по его словам — это сближение позиций с тем, как ЦБ видит регулирование инвестблогеров, собеседник предостерег от безусловного доверия к таким инструментам. «Непонятно, что начнется, если блогеры будут плохо управлять», — подытожил Косминский.
Патерналистский подход и консервативное отношение регулятора к рекомендациям инфлюэнсеров в целом оправданы, полагает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин. Зарубежный опыт показывает, что сообщества частных инвесторов, объединенных одной идеей, могут существенно влиять на котировки отдельных компаний — и генерирование таких идей часто связано с лидерами мнений, подчеркнул он в разговоре с «Экспертом». Однако он указывает, что большая часть активно управляемых фондов проигрывает рынку — например, из-за размера комиссии, которую взимает брокер.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag