Интервью

Нелегальным работникам закроют дорогу в Россию

Госдума приняла во втором чтении новую редакцию закона о занятости. Важным его элементом стали поправки, направленные на противодействие серой занятости

Нелегальным работникам закроют дорогу в Россию
Фото: официальный сайт Госдумы РФ
Госдума приняла во втором чтении новую редакцию закона о занятости. Важным его элементом стали поправки, направленные на противодействие серой занятости.

Государственная дума приняла во втором чтении новую версию закона «О занятости населения в Российской Федерации». Изменения в документ были внесены группой депутатов и сенаторов во главе с Вячеславом Володиным и Валентиной Матвиенко. Ко второму чтению в базовый закон были внесены поправки, направленные на противодействие нелегальной деятельности.

«Действующий закон о занятости разрабатывался 30 лет назад. Сейчас принципиально иные формы занятости, другие вызовы и проблемы. Принятие нового закона назрело давно», — отметил ранее председатель ГД Вячеслав Володин.

Новый законопроект дает определения понятиям «занятость», «самозанятость», «платформенная занятость». Уточняется статус граждан, которые могут считаться занятыми или безработными. Среди одобренных ко второму чтению поправок — предложение о фиксации нынешнего размера минимального и максимального пособия по безработице, приравненного к МРОТ, а также его ежегодная индексация.

Документ определяет цели государственной политики в сфере занятости населения, а также принципы правового регулирования отношений в этой сфере. Но есть еще одно важное изменение, которое появилось в документе именно ко второму чтению: закон будет содержать отдельную главу «Противодействие нелегальной занятости».

«Законопроектом предполагается урегулировать и вопросы противодействия нелегальной занятости: установить систему мер по ее сокращению и полномочия органов власти в этой сфере деятельности», — говорится в пояснительной записке к документу. Под нелегальной занятостью предлагается понимать «осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». Действующий закон о занятости порядок борьбы с такой занятостью не регламентирует.

Новый законопроект предлагает правительству утверждать план мероприятий, а также разрабатывать и осуществлять меры борьбы с нелегальной занятостью. Для этого органы исполнительной власти в регионах будут создавать межведомственные комиссии субъектов РФ. Порядок создания таких комиссий установит кабмин. Комиссии смогут запрашивать необходимую информацию, в том числе персональные данные и сведения, составляющие налоговую тайну, у органов государственной власти и местного самоуправления, а также у государственных внебюджетных фондов.

Комиссии смогут направлять в надзорные органы информацию для проведения контрольных и профилактических мероприятий, направленных на противодействие нелегальной занятости. Новые нормы также наделяют Роструд полномочиями вести общедоступный реестр работодателей, использующих труд нелегалов. Порядок ведения такого реестра установит кабмин РФ.

Этот вопрос — проблемный не только для России, но и для других стран, самых развитых, о чем регулярно говорится в докладах и на мероприятиях международной организации труда, отметил в интервью «Эксперту» председатель комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. «Мы заметно продвинулись в вопросе борьбы с серо-черной занятостью через усиление ответственности, в том числе введения уголовной ответственности, через создание специального налогового режима для самозанятых», — считает он.

Именно поэтому, объясняет депутат, в новой редакции закона о занятости уделено особое внимание полномочиям регионов в борьбе с серой занятостью. Проблема состоит не только в нарушении трудовых прав граждан, но и в формировании будущей пенсии, социальном страховании, «ведь если человек официально не трудоустроен, у него нет отпуска, больничного, а травма на работе не является страховым случаем. То есть у таких людей нет никаких мер социальной поддержки».

Поэтому, уверен Ярослав Нилов, серо-черная сфера занятости — это не только выпадающие доходы бюджета, это нарушение прав граждан. «Со временем, я уверен, система искусственного интеллекта у нас будет анализировать доходы и расходы, и сопоставлять их», — заключил он.

Новый закон о занятости населения, уверена руководитель практики «Трудовое право» адвокатского бюро «КИАП» Юлия Паушкина, повлияет на ситуацию с нелегальной занятостью. «Ни для кого не секрет, сегодня работник зачастую остается один на один с работодателем, отказывающимся заключить трудовой договор. Единственный эффективный способ заставить нерадивого работодателя исполнить требования трудового законодательства — это идти в суд, что для обычных работников сложно, долго и дорого. Поэтому многие из них не хотят портить отношения и продолжают работать без каких-либо социальных гарантий», — говорит она.

Законопроектом фактически создаются новые органы — межведомственные комиссии субъектов РФ, говорит эксперт. «Сейчас полномочия Ростуда без активного участия работников (а в ряде случаев работники сами не хотят работать „в белую“) ограничены — выявить нелегальную занятость ГИТ могут только во время проведения плановых проверок, которые происходят не часто и избирательно. Когда же межправительственные комиссии получат информацию ограниченного доступа (персональные и налоговые данные), вариантов обойти закон станет меньше, количество проводимых внеплановых проверок существенно вырастет, а бизнес задумается — стоит ли попадать в реестр „черных“ работодателей, поощряющих нелегальную занятость», — уверена Юлия Паушкина. Конкретный перечень мер по борьбе с серой занятостью в законопроекте не прописан, обращает внимание старший юрисконсульт КСК Групп Ирина Михеева. Эти меры будут конкретизированы в соответствующих нормативных актах. И чем обернется это нововведение для работодателей, говорить рано.

«Законодатель, — указывает юрист, — пытается добиться положительного результата через механизм принуждения, а не поощрения. В КоАП РФ и так существуют штрафы за нарушение порядка трудоустройства».

Например, за уклонение от оформления трудового договора или за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения, индивидуальному предпринимателю грозит штраф от 10 до 20 тыс. руб., юридическому лицу — от 50 до 100 тыс. руб. (ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ). За повторное такое же нарушение наказание будет уже ощутимее — дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет для предпринимателя и штраф от 100 до 200 тыс. руб. для юридического лица. Кроме того, попутно могут насчитать и другие нарушения, вытекающие из неоформленных трудовых отношений. За работу с нелегалами штрафы в разы больше для юр. лиц — от 400 тыс. до 1 млн руб.

«Хотелось бы, чтобы был соблюден баланс интересов работника и работодателя, а не создавался дополнительный прессинг на бизнес», — заключает Ирина Михеева.

Материалы по теме:
Финансы, 23 авг 10:55
Рынок облигаций завершил 13-недельное ралли
Финансы, 20 авг 09:00
Что происходит на рынке новостроек летом 2025 года
Финансы, 19 авг 20:01
Инвесторы ждут трехсторонних переговоров
Финансы, 18 авг 14:25
Управляющие компании заработали на комиссии
Свежие материалы
Детей освободили от уроков
Как отразится на школах обязательное тестирование мигрантов на знание русского языка
Погода отклонилась от нормы
Наука,
Как климатические колебания повлияют на сельское хозяйство