Интервью

Платформы обрастают банками

Зачем Ozon свои банкоматы, а «Яндексу» — платежные стикеры

Платформы обрастают банками
Маркетплейсы все активнее оказывают банковские услуги, а в последнее время стали распространять их за пределы своих экосистем. Как заметила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, активы финансовых структур маркетплейсов хоть и составляют десятые доли активов всей банковской системы, но только за 2024 год они выросли в четыре раза. При этом ЦБ готов дать финтехам еще больше возможностей для оказания платежных услуг. «Эксперт» разобрался, зачем это маркетплейсам, что скрывается за программами рассрочек и как на завоевание рынка реагируют классические банки.

Покупай сейчас, плати потом

По статистике аналитической консалтинговой компании Frank RG, в 2024 году Ozon Банк, Вайлдберриз Банк и Яндекс Банк выпустили 57 млн платежных карт — почти вдвое больше, чем годом раньше. При этом, по оценкам компании, этими картами владела только половина активных пользователей маркетплейсов.

Как заявили «Эксперту» в пресс-службе Ozon, в первом квартале 2025 года число активных пользователей их карты достигло 31,7 млн. «При этом уже 50% операций по „Ozon Карте“ совершается вне маркетплейса», — подчеркнул собеседник в компании. В планах Ozon на 2025 год — расширять линейку финансовых продуктов. В 2025 году компания уже запустила автолизинг для бизнеса и интернет-эквайринг, а позже обещает развернуть сеть банкоматов.

досье

Когда маркетплейсы обзавелись банками

Wildberries

Глава компании Татьяна Ким приобрела банк «Стандарт-Кредит» в феврале 2021 года, переименовала в Вайлдберриз Банк.

Виртуальные дебетовые карты банк выпускает с января 2022 года, а в декабре 2023 года был запущен электронный «WB Кошелек» для оплаты товаров на маркетплейсе со скидкой.

Активы банка на 1 мая 2025 года — 72,4 млрд руб.

Ozon

Приобрел Оней Банк у Совкомбанка в мае 2021 года, переименовал в Ozon Банк.

Виртуальные и пластиковые дебетовые карты банк выпускает с июля 2022 года, они позволяют платить за покупки на маркетплейсе со скидкой.

Активы банка на 1 мая 2025 года — 301,7 млрд руб.

«Яндекс»

Приобрел банк «Акрополь» в июле 2021 года, переименовал в Яндекс Банк (основные финансовые продукты носят название «Яндекс Пэй»).

Виртуальные дебетовые карты банк выпускает с сентября 2022 года. В мае компания выпустила лимитированные платежные стикеры.

Активы банка на 1 мая 2025 года — 181,9 млрд руб.

«Яндекс», в свою очередь, предлагает покупки по системе «Сплит» — она подразумевает разделение платежей на части в срок, который определит сам покупатель. Если он больше двух месяцев, то стоимость товара будет рассчитана с комиссией. Такую систему в отрасли называют аббревиатурой BNPL, пояснил «Эксперту» управляющий по анализу банковского и финансового рынков ПСБ Дмитрий Грицкевич. Она расшифровывается как Buy Now, Pay Later и дословно переводится как «купи сейчас, заплати потом».

Помимо этого, компания предоставляет возможность оформить «Супер Сплит» (с пластиковой картой) — в документах он квалифицируется как кредит, ставка по которому составляет от 14% до 54% годовых. Сам продукт предоставляет непосредственно Яндекс Банк. На сайте уточняется, что в отличие от обычного «Сплита» в том, что информация передается в бюро кредитных историй, а для открытия нужен подтвержденный аккаунт на «Госуслугах». Также у «Яндекса» есть сберегательный продукт «Сейв» по ставке 22% в первые два месяца и 16% — в дальнейшем.

Результаты за прошедшие годы подтверждают интерес пользователей к финтех-продуктам «Яндекса», сообщили «Эксперту» в пресс-службе компании: в первом квартале 2025 года число активных пользователей финтех-сервисов увеличилось «более чем в три раза в годовом выражении».

Wildberries, в свою очередь, предлагает «WB Кошелек». При оплате с него покупатель может рассчитывать на скидку при оплате товаров на маркетплейсе. Рассрочка предоставляется покупателям лишь через карты сторонних банков, накопительных продуктов у Вайлдберриз Банка тоже нет. «При развитии финтеха наша задача — дать клиентам возможность максимально быстро, комфортно купить то, что им нужно и что они хотят. У нас нет задачи стать универсальным банком, как опасаются игроки финансового сектора, наша цель — предоставить клиентам лучший сервис для шопинга», — заявили «Эксперту» в пресс-службе компании.

Новые рынки маркетплейсов

В пресс-службе Ozon «Эксперту» рассказали, что в начале развития финтеха компания запускала сервисы по модели White-Label — предоставляла услуги сторонней компании под своим брендом. В случае с финтехом услуги со стороны Ozon предоставлялись на базе действующих лицензий других кредитных организаций. «Это помогло быстро стартовать, но со временем мы увидели, что такой подход не всегда позволяет двигаться с нужной скоростью и обеспечивать бесшовность сервисов», — объяснили в компании. Так появилось решение создать собственный банк и свою IT-инфраструктуру. В компании добавили, что при разработке финтех-направления ориентировались не на уже существующие примеры компаний на рынке, а «на реальные потребности клиентов».

В пресс-службе Wildberries «Эксперту» ответили, что видят у пользователей платформы потребность в финансовых услугах. «Им нужны безопасные, удобные платежи и переводы, кредитование, страхование и т. д... При этом мы запускаем только те решения, которые комплементарны нашему основному бизнесу», — резюмировали в пресс-службе.

Что касается «Яндекса», то, как следует из ответа пресс-службы «Эксперту», компания считает финтех одним из приоритетных стратегических направлений: «Мы продолжаем самостоятельно развивать собственный финтех и инвестировать в технологии, которые делают финансовые услуги удобнее и доступнее для пользователей экосистемы и внешних клиентов».

Создание собственного банка решает сразу несколько задач, отметил в беседе с «Экспертом» президент Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов. Одна из них, по его словам, — это возможность идти по пути собственных решений и реализации собственных независимых стратегий. Вторая решаемая задача — возможность выделять средства продавцам, чтобы те масштабировали свой бизнес. «Важно также, что свой финтех позволяет реализовать актуальный запрос потребителей: получить все сразу и здесь, в один клик, без перехода в другие приложения и без лишних усилий», — подытожил Соколов.

Маркетплейсы, развивая банкинг, стремятся забрать как можно больше маржи, полагает экономист Евгений Надоршин. «Они хотят сами контролировать свой поток, сами хотят зарабатывать максимальную маржу на своем потоке», — пояснил он в беседе с «Экспертом». Второе стремление, в его понимании, обусловлено тем, что традиционные маркетплейсы видят себя в роли IT-компании. «Все, у кого в структуре присутствует приличная IT-команда, в последние годы пытаются расширяться, заходя в нетрадиционные для себя сегменты. И если есть штат, который выполнил изначально поставленные задачи, то почему бы не грузить его другими, ведь из традиционных для себя сфер развития площадки уже выжали максимум», — пояснил Надоршин. Он отметил и то, что сейчас обладание статусом IT-компании гарантирует «приличный набор льгот».

Дело не в скорости освоения маркетплейсами «сторонних» бизнесов, уверен Соколов. Он отмечает, что банки точно так же создают свои платформы, а собственными банками обзаводятся не только маркетплейсы, но и другие ритейлеры, а также девелоперы, компании телекома. «Цель у всех — дать пользователям возможность решать все свои задачи внутри одного приложения. Очевидно, что тенденция создания superapps (суперприложений. — „Эксперт“) продолжит развитие», — подытожил Соколов.

Суммарная доля трех банков, принадлежащих маркетплейсам, в активах банковской системы остается крайне незначительной — 0,3% на 1 мая 2025 года, посчитал для «Эксперта» Дмитрий Грицкевич из ПСБ

По его мнению, в ближайшей перспективе банки e-commerce займут свою узкую нишу, обслуживая потребности маркетплейсов. А именно сосредоточатся на кредитовании малого и микробизнеса в секторе торговли и продолжат развивать рассрочку для розничных клиентов.

Банки в ожидании

Пока доля кредитов и рассрочек, которые оформляют маркетплейсы через свои банки, незначительна. Но в декабре 2024 года глава ВТБ Андрей Костин уже делился своими опасениями. «Думаю, что банки сегодня ощущают определенную угрозу, исходящую вот из того, что называется у нас e-commerce, это вот эти платформы. Потому что они сами начинают создавать при себе банки... Начинают конкурировать с банками в области платежей, при этом имея односторонние преимущества. Мы считаем, что выровнять как-то конкурентные условия, конечно, надо», — обращался к регулятору Костин в эфире одного из федеральных каналов.

Высказал свое мнение и Герман Греф: глава Сбербанка посчитал, что регулятор «перебирает с игрой в бизнес». Его возмущение касалось того, что принадлежащие маркетплейсам банки стали использовать бесплатные переводы по СБП в пределах 30 млн руб. «для сдергивания денег». «А мы за это ничего не получаем», — резюмировал Греф.

«83% клиентов хотят идти в Ozon Банк потому, что там есть скидка — чистой воды ценовая дискриминация... Справедливо это или нет, сложно сказать. Мне кажется, если не букве, то духу закона это противоречит, еще противоречит правилам платежных систем», — еще раньше, на ПМЭФ-2024, высказывался глава Альфа-банка Владимир Верхошинский.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Финансы, 17 окт 16:41
Почти половину совокупной прибыли российских банков получает крупнейший
Финансы, 8 окт 20:24
Банк России, «Сбер» и ВТБ поспорили о монополии в финтехе
Финансы, 1 окт 14:42
Финансовое ведомство может прибегнуть к «банковскому» размещению ОФЗ
Финансы, 30 сен 16:56
Что будет с курсами валют в октябре
Свежие материалы
GigaChat зачислен в штат
Технологии,
Как ИИ занимает рабочие места людей
Пятьдесят оттенков серого импорта
Экономика,
Сработает ли план правительства по «обелению» теневого ввоза товаров
Партийная повестка развития
Технологии,
«Единая Россия» претендует на лидерство среди инноваторов