Интервью

«На первый план выходит архитектура деглобализации»

Сегодня в России отмечается свой первый День архитектора

«На первый план выходит архитектура деглобализации»
Международный день архитектора существует с 1985 г. В марте 2025-го постановлением правительства РФ был утвержден российский День архитектора — чтобы повысить престиж профессии. Известный урбанист, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов рассказал «Эксперту», что главная амбиция российских архитекторов сегодня — вернуть себе первую роль в развитии городов.

— В прошлом году профессия архитектора вошла в пятерку самых востребованных и высокооплачиваемых как минимум среди других творческих профессий. В самом ли деле нужно повышать ее престиж?

— Объективных метрик для измерения престижа, пожалуй, нет, но я бы оперировал «капитал» в трех его разновидностях — символический, социальный и финансовый. В первом случае показателями могут быть встречи с президентом, высокие посты в органах государственного управления, присутствие в ведущих СМИ.

Насколько я помню, в рамках президентского Совета по культуре и искусству один раз выступал Андрей Боков (архитектор, глава «Моспроекта-4»). Говорил он как раз о престиже профессии. О том, что как Хрущев отнял у России Крым, так у архитекторов он отнял право руководить процессом развития городов, которое раньше у них, безусловно, было. И раз уж мы Крым вернули, то давайте и архитекторам вернем первенство в вопросах стройки. Не могу сказать, чтобы к Бокову прислушались. Это первенство сегодня принадлежит чиновникам, за ними идут девелоперы, инженеры-строители и только потом архитекторы.

Среди высокопоставленных людей во власти с дипломом МАРХИ лично я знаю только одного — это Артем Демидов, замгубернатора Курской области, да и тот по первому образованию юрист. Медийная популярность архитекторов близка к нулю. Для сравнения: когда в 1989 г. в конкурсе на проект новых зданий Национальной библиотеки Франции выбрали Доминика Перро, его портрет появился на первой странице национальной газеты Le Monde. Даже не знаю, что бы сейчас могло с этим сравниться. В общем, по пятибалльной шкале я бы оценил символический капитал современного российского архитектора на троечку, ближе к двойке.

— Тогда какой оценки заслуживают его социальный и финансовый капиталы?

— Оба — на тройку. Вообще, сегодня есть разные подходы к строительству. Согласно первому, развитие городов — это дело культуры. Его как раз и демонстрируют французы. Например, за проект «Большой Париж» в 2007 г. отвечало Министерство культуры Франции и оно же инициировало международную консультацию о будущем столицы. В обширном строительном процессе единственный агент культуры — именно архитектор, поэтому он играет первую скрипку. У нас же, начиная с Хрущева, развитие городов — дело техники. А значит, первую скрипку, повторюсь, играют чиновники, девелоперы, инженеры.

Проектные услуги наших архитекторов стоят в среднем в 2–3 раза меньше, чем в странах ОЭСР. Там это 6–8% от стоимости строительства, у нас обычно 2–3%. Гонорары за участие в международных закрытых конкурсах, например в Саудовской Аравии, составляют в среднем 250–250 тыс. евро, у нас — не выше 50 тыс. А если это обычный конкурс, то победитель получает максимум 1 млн рублей.

— Именно по 1 млн рублей получили лауреаты премии Москвы в сфере архитектуры и строительства, которые как раз накануне Дня архитектора вручил мэр столицы. Большинство проектов-победителей так или иначе отражают эмотех — новейший стиль московской архитектуры. Какое за ним стоит содержание?

— Давайте сначала просто обратимся к вывеске. Она говорит о единстве эмоций и технологий. Но вообще-то, любая архитектура должна влиять на человеческие эмоции, если она претендует называться искусством. Стили могут сильно различаться, но как минимум барокко, романтизм, экспрессионизм, ар-нуво — всё это была эмоционально очень сильно заряженная архитектура. Так что это «эмо», хоть и приятно на слух, ничего уникального в себе не содержит. То же самое и «теха». Вспомните Ренцо Пьяно и его Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау в Новой Каледонии, который воспроизводит образы местных хижин, или комплекс городского суда Ричарда Роджерса в Антверпене, напоминающий парусные суда в гавани... Всё это очень эмоциональная архитектура, реализованная с применением самых современных технологий.

Так что содержательно московский эмотех — это просто попытка сказать, что столица следует в глобальном архитектурном потоке, но при этом имеет свое лицо. Оно весьма выразительно — достаточно назвать кампус Бауманки или ЖК Red7 на пересечении проспекта Сахарова и Садового кольца.

— Наряду с эмотехом развивается и антиглобалистское направление — так называемый новый русский стиль. Может быть, за ним будущее?

— Когда страна начинает думать о собственном пути, на первый план выходит именно архитектура деглобализации. Похожая история происходила, например, в 1990-е. Подчас у одного и того же автора в равной степени проявлялись глобалистские и деглобалистические тенденции. Например, Алексей Воронцов, с одной стороны, спроектировал стеклянный ящик первого «Макдоналдса» на Тверской, а с другой — ТЦ «Наутилус» на Лубянке, где до полного гротеска доведены традиции русского модерна.

С новым русским стилем в архитектуре еще в конце 2000-х стало работать бюро Megabudka. Первым реализованным зданием стал их Центр гостеприимства в природном парке «Кудыкина гора» под Липецком. Это действительно выдающееся произведение современной архитектуры. Но сегодня появляются и другие знаковые проекты. В первую очередь это ЖК «Бадаевский» с его парящими корпусами. Да, принято считать это эмотехом. Но если мы поставим «Бадаевский» в один рядом с тем же кампусом Бауманки и Red7, он будет явно выбиваться. Скорее, тут сразу приходят на ум наши супрематисты, Казимир Малевич и Эль Лисицкий, его горизонтальные небоскребы. Так что, как ни парадоксально, проект швейцарского бюро Нerzog&de Meuron — яркий пример антиглобалистского направления в московской архитектуре.

— В феврале 2025 г. Национальный центр ГЧП в структуре ВЭБ.РФ стал единственным владельцем КБ «Стрелка». Означает ли это, что ценность ваших архитектурных компетенцией и престиж самой профессии архитектора в глазах госкорпорации достаточно высоки?

— Вообще, об этом говорит вся деятельность ВЭБа. Он много сделал для развития городской повестки, и в частности КБ «Стрелка», еще когда был одним из наших клиентов. Роль Игоря Шувалова здесь абсолютно исключительна. Это человек с очень большим кругозором в сфере архитектуры, с глубоким пониманием некоторых ее периодов и технологий — например, он знаток советского модернизма и массового жилья.

ВЭБ начинает с себя и обзаводится собственными архитекторами. Я бы тут назвал как минимум два имени. Это, во-первых, Владимир Михайлов, директор по архитектурной деятельности ВЭБ.РФ, он как раз работал с Capital Group над ЖК «Бадаевский», а во-вторых, Даниил Веретенников, который делал очень интересные проекты в бюро МЛА+, руководил туристическим мастер-планом «Большая Волга» в ООО «ПроГород». К тому же он еще и блестящий архитектурный теоретик, автор термина «капром» (капиталистический романтизм) и книги об этом архитектурном стиле.

Мы надеемся, что в контуре ВЭБа будут востребованы наши компетенции по развитию городов. Уже запущен мастер-план Курска. Это не самый спокойной регион сегодня, но потрясающе богатый в том числе своей архитектурой.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 19 сен 17:00
Как цифровизация помогает развиваться малым городам
Города, 25 авг 15:48
В Казани прошел Международный камп АРХИTech 2025
Города, 24 авг 10:44
Какие демографические тренды определяют развитие мегаполисов
Города, 13 июл 19:25
Как бизнес, власть и жители перезапустили малый город
Свежие материалы
Потребительский вызов
Как инновации меняют нашу жизнь
Формула прорыва
Как резиденты «Сколково» меняют экономику страны
Масштабные интересы
Как «Сколково» помогает индустриальным лидерам внедрять инновационные технологии