Интервью

Зрелый подход

Как развивают экономику старшего возраста в столице

Зрелый подход
Фото: пресс-служба программы «Московское долголетие»
1 октября уже в 34-й раз во всем мире прошел День старшего поколения, учрежденный по инициативе ООН. А с 2021 г. организация проводит «десятилетие здорового старения», ведь людей старшего возраста становится все больше, и рост их влияния очевиден. Экономика «серебряного возраста» набирает обороты. «Эксперт» разобрался, как она работает в России, на примере проекта «Московское долголетие».

Опыт имеет значение

Продолжительность жизни растет — с 1950 г. она увеличилась на 20 лет, что, разумеется, влияет на экономику, и особенно на рынок труда. Так, Госсовет КНР прогнозирует, что к 2030 г. люди пожилого возраста составят четверть населения страны.

Достижения современной медицины способствовали «инфляции возраста», когда показатели здоровья современного человека в возрасте 70–80 лет гораздо лучше, чем у его сверстников сто лет назад.

«Таким образом, у современного человека появляются 20–30 „новых“ лет, которые он должен провести активно, сохраняя финансовую независимость и автономность», — отмечает заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Филиппов, который курирует в Правительстве Москвы проект «Московское долголетие».

Это новое время жизни можно использовать с пользой для себя и других. Опыт и навыки старшего поколения — та база знаний, которую можно передавать от поколения к поколению, например, через систему наставничества. Такой подход уже внедрен во многих российских компаниях.

Актуальная тема долголетия сместила фокус с медицинских аспектов процесса старения на социально-экономические эффекты и необходимость использования трудового ресурса старшего поколения в жизни общества.

Этой теме была посвящена и пленарная дискуссия форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» — «Долголетие будущего», модерировала которую вице-мэр Анастасия Ракова. Выступая на ней, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан объяснил, как рост продолжительности жизни без изменений, связанных со старшим возрастом и его социально-экономической активностью, может привести к краху национальные финансовые системы большинства стран.

Новые варианты интеграции старшего поколения в экономическую и социальную жизнь — это вызов и требование времени. По словам Аузана, у старшего поколения есть несколько явных преимуществ перед молодыми — это системное мышление и привычка работать на работе в очном режиме, что особенно актуально для Москвы.

«Пандемия перевела практически всех на удаленный режим работы, и теперь большой проблемой стало вернут людей в офис, особенно молодежь. Мы сейчас делаем исследовательский проект с IT-компаниями, и видим, что молодых в офис нужно затягивать, им нужно доплачивать, чтобы они хотя бы на часть времени вернулись в офис. А со старшим поколением не так, потому что они всегда очень хотели именно ходить на работу — это же социализация. Старшее поколение может образовывать такое ядро, магнит, чтобы в какие-то дни молодые специалисты все же появлялись в офисе, и корпоративная культура не превращалась в такую виртуальную сказку», — сказал Александр Аузан в ходе пленарной дискуссии.

Он также отметил, что у работников предпенсионного и постпенсионного возраста есть ряд других существенных преимуществ перед молодым поколением: они обязательны, надежны и обладают уже наработанным опытом в своей сфере.

Выпускница «Серебряного университета»
Выпускница «Серебряного университета»
Фото: пресс-служба программы «Московское долголетие»

Бабушка — профессионал

Понимая новый тренд на самоактуализацию и необходимость возвращения старшего поколения в экономику города, крупнейший в России проект «Московское долголетие» активно развивает программы переподготовки и обучения современным профессиям. В новом учебном году стартовали 14 программам «Серебряного университета» на базе двух московских вузов — Московского городского педагогического университета (МГПУ) и Московского финансово-промышленного университета «Синергия». Москвичи 55+ могут пройти обучение очно или онлайн и получить диплом по востребованным на рынке труда профессиям.

МГПУ делает акцент на программах по педагогике: основы тьюторской деятельности, педагог дополнительного образования, домашнее обучение и воспитание (гувернерство). Особой популярностью последние годы пользуется программа экскурсоведение, где «серебряные» студенты учатся составлять собственные экскурсионные маршруты и оттачивают коммуникативные навыки. В этом году 11 выпускников-экскурсоводов были трудоустроены в проект «Московское долголетие»: они проводят экскурсии для участников по специальному маршруту «Нестарый Арбат», который посвящен местным долгожителям.

Также в партнерстве с Международной академией нутрициологии в МГПУ начали преподавать новую на рынке труда профессию — «специалист по здоровому питанию». Полученные знания будут полезны и в жизни, и в работе.

Университет «Синергия» делает акцент на развитии современных интернет-профессий: компьютерная графика и дизайн, интернет-маркетинг, создание сайтов и веб-дизайн. Участники проекта учатся работать со специальными программами, пользоваться инструментами продвижения идей и проектов. Кроме того, здесь можно получить диплом наставника по воспитанию и обучению, свидетельство младшей медицинской сестры и сертификат преподавателя основ психологии и личностного роста.

Еще один новый вектор развития проекта «Московское долголетие» — помощь старшему поколению в монетизации хобби. Среди участников проекта есть немало мастериц, которые создают своими руками игрушки, предметы декора, украшения, свечи, сумки, картины и многое другое. Пройдя школу бизнеса в «Московском долголетии», они узнают, как стать самозанятым и организовать торговлю на маркетплейсах. Первые участники этого бизнес-­эксперимента предложили свою продукцию на выставке-­продаже творческих изделий, приуроченной ко Дню старшего поколения, которая прошла в главном офисе Сбербанка в Оружейном переулке. Посетить маркет и купить памятный сувенир могли все желающие.

За 6 лет своего существования столичный проект «Московское долголетие» фактически смог сформировать в городе новую отрасль экономики — образование для старшего поколения и рынок товаров и услуг для возрастной группы 55+. «Мы открыли компаниям новую целевую аудиторию и показали, что они могут покупать что-то еще, кроме лекарств и дачного инвентаря. Например, спорттовары, ЗОЖ-продукцию и товары для творчества и онлайн-образования. Пользователями проекта стали более 600 тысяч человек, и это большой рынок», — говорит заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Владимир Филиппов. Очевидно, что по мере увеличения доли старшего поколения москвичей этот рынок будет расти, и, как говорят экономисты, те, кто первыми научатся работать с этой целевой аудиторией, станут лидерами.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Города, 19 сен 17:00
Как цифровизация помогает развиваться малым городам
Города, 25 авг 15:48
В Казани прошел Международный камп АРХИTech 2025
Города, 24 авг 10:44
Какие демографические тренды определяют развитие мегаполисов
Города, 13 июл 19:25
Как бизнес, власть и жители перезапустили малый город
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд