Аргументы в пользу маршрута Синьцзян-Ладакх

2 февраля 2004, 00:00

1. Это кратчайший маршрут, так как Среднюю Азию и Индию разделяет лишь одна страна (Китай). Ни один из проектов трубопроводов по транспортировке углеводородов Каспия и Средней Азии на запад или восток не может похвастаться этим преимуществом.

2. В сравнении с другими трубопроводными маршрутами, осуществление которых осложнено региональной, этнической, религиозной и политической нестабильностью, синьцзянский маршрут самый безопасный, так как Китай полностью контролирует деятельность Уйгурского движения за независимость, которое не получает сколько-нибудь серьезной поддержки извне.

3. Этот проект может послужить началом возрождения Старого шелкового пути, веками соединявшего Индию и Китай. Он не только возродит традиционные культурные и экономические связи между жителями Ладакха и уйгурами (ладакхцы называют их хорами), но также будет способствовать укреплению доверия между Индией и Китаем. Даже небольшое участие Индии в развитии Синьцзяна благоприятно отразится на укреплении понимания между двумя странами.

4. Рано или поздно Китай и Индия откроют границу между Ладакхом и Синьцзяном для пограничной торговли, так как Китаю крайне невыгодно поставлять в Синьцзян товары народного потребления из отдаленных регионов на востоке и в центре Китая. Точно так же и Индия несет колоссальные затраты по транспортировке необходимых товаров, в частности топлива, в гималайский регион Ладакха.

5. Нефтепровод из Синьцзяна в Индию не только даст возможность осуществлять дополнительные поставки энергоносителей, но и поможет снизить транспортные издержки, связанные с доставкой топлива от нефтеперерабатывающих заводов до северных индийских штатов Химачал-Прадеш, Пенджаб, Хараяна и Джамму и Кашмир.

6. Индия сможет поставлять более дешевые товары в китайскую провинцию Синьцзян, что сократит затраты Китая по транспортировке товаров из восточных областей Китая. Кстати, индийские товары пользуются большой популярностью в Синьцзяне, свидетельством чему может служить высокий интерес граждан этого китайского региона к ярмарке в Урумчи в 1992 году. Наконец, маршрут через Синьцзян самый удобный для поставок индийских ТНП на среднеазиатские рынки. Дороги до Ладакха в настоящее время поддерживаются в хорошем состоянии индийским Управлением приграничных дорог (УПД). Правда, необходимо будет проложить небольшой отрезок дороги вдоль Каракорума, чтобы соединить их с трассами в Синьцзяне.

7. Трубопровод может быть продлен до Джунгарского и Турфан-Хамийского бассейнов в Синьцзяне, российской системы трубопроводов в Сибири и дальневосточных месторождений энергоносителей через Монголию. Китай и Россия уже подписали соглашение по разработке сибирской нефти.