Четверть мира

ШОС доказывает свою жизнеспособность и привлекает интерес ведущих стран мира. Вполне возможно то, что в будущем организация влиятельной силой на евразийском континенте

15 января в Пекине на внеочередном заседании Совета министров иностранных дел стран-членов (СМИД) Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) состоялось открытие Секретариата ШОС. Таким образом, можно сказать, что организационный этап становления организации завершен.

Китай возвращается

После событий 11 сентября 2001 года и последующей за ними дислокацией сил антитеррористической коалиции в республиках Центральной Азии будущее ШОС оказалось под сомнением. Лидеры республик региона практически сразу предложили администрации США свои территории для проведения контртеррористической операции в Афганистане. Как результат, де-факто американские военные базы расположились у западных границ Китая.

Но если в тот период будущее организации многим представлялось туманным, то подписание Хартии ШОС, а теперь и создание Секретариата и Региональной антитеррористической структуры и принятие бюджета организации свидетельствует о том, что страны-члены организации несут определенные политические и, что более важно, материальные обязательства.

Збигнев Бжезинский в предисловии к книге "Новый бросок Китая на Запад", опубликованной в августе 2003 года авторитетным американским Центром стратегических и международных исследований (CSIS), подчеркнул, что Китай возвращается в Центральную Азию как основной игрок, а ШОС формализует эту новую реальность и тем самым подтверждает факт признания Россией невозможности с ее стороны эксклюзивного определения роли региона и его места в мире.

Что будет дальше?

Судьба ШОС зависит от трех стран - США, России и Китая, чье влияние является определяющим в регионе.

Россия заинтересована в дальнейшем упрочении своего положения в Центральной Азии. В отличие от Китая, у РФ наряду с ШОС имеются дополнительные каналы влияния через СНГ, Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и другие структуры. Вместе с тем официальные круги России постоянно отмечают значимость ШОС. Похоже, что для России ШОС - это дополнительный канал для упрочения собственного положения в регионе и улучшения отношений с Китаем.

Для Китая эта организация - одна из главных возможностей для усиления своих позиций в регионе. Все большее значение приобретают торгово-экономические отношения в рамках ШОС. По мнению итальянского исследователя Фабрицио Виельнини, расширение экономической составляющей организации, особенно перспективы создания транспортных магистралей через страны-участницы, которые соединят Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион, существенно усилят влияние ШОС.

По оценкам аналитиков CSIS, в течение следующего десятилетия КНР займет более влиятельную роль в Центральной Азии в стратегическом плане, в сфере безопасности и экономики, что будет иметь серьезные последствия на политические цели США в данном регионе.

Такое развитие событий может вывести ШОС в число наиболее влиятельных международных организаций в Евразии, а, следовательно, укрепится и авторитет Китая. Одновременно, ШОС вполне может стать противовесом дальнейшему распространению влияния США в регионе.

В этой связи CSIS предлагает американской администрации поддерживать в регионе постоянное присутствие, усилить сотрудничество с Китаем и Россией через налаживание стратегического диалога между ШОС и НАТО при решении региональных проблем. Это откроет для США "окно" в ШОС, а для Китая "окно" в НАТО.

Вместе с тем, многие обозреватели полагают, что США уже в определенной степени влияют на организацию через центральноазиатские республики, особенно через Узбекистан.

Вступит ли Монголия?

На встрече СМИД ШОС присутствовал и министр иностранных дел Монголии, который прилетел в Пекин после встречи с российским коллегой Игорем Ивановым. В их совместном заявлении по итогам встречи в Улан-Баторе 14 января говорится, что в связи с официальным началом работы в Пекине Секретариата ШОС стороны достигли договоренности о проведении регулярных консультаций по основным задачам этого нового регионального международного форума, включая обсуждение возможности подключения Монголии к деятельности ШОС в той или иной форме.

"В Монголии неоднозначное отношение к ШОС", - говорит монгольский аналитик Тумур Цэрэндорж. С его слов, вес организации растет и игнорировать ее нельзя, но монгольскую сторону беспокоит так называемый "китайский фактор" в организации. Г-н Цэрэндорж указывает, что Россия и, особенно, Китай заинтересованы во вступлении Монголии в ШОС. При этом отмечается определенное давление со стороны Пекина на Улан-Батор. По мнению аналитика, ШОС отвечает, прежде всего, интересам КНР, а не других стран. Китай в настоящее время опережает другие страны по инвестициям в монгольскую экономику и по количеству совместных предприятий. Вступление же Монголии в ШОС создаст дополнительные предпосылки для проникновения Китая в экономику страны и может серьезно повлиять на ее внешнеполитическую деятельность в отношении других страны, в особенности в отношении США и Японии.

Согласно прогнозам монгольского аналитика, в свете предстоящих в этом году парламентских и в 2005 году президентских выборов Монголия вряд ли вступит в организацию в ближайшие три года. Более того, монгольское руководство проводит все более проамериканскую внешнюю политику. В Монголии США называют "соседом N1", а Россию и Китай, соответственно, N2 и N3. По словам г-на Церендоржа, Штаты не заинтересованы во вступлении Монголии в ШОС, в связи с чем будут наращиваться монгольско-американские экономические и военно-политические отношения.