О равных правах и возможностях

Александр Константинов
12 апреля 2004, 00:00

Принятые парламентом Казахстана поправки в закон о выборах, причем только с третьего раза, что было впервые, вызывают много вопросов. Основные баталии разворачивались вокруг трех ключевых проблем: электронного голосования, численности и методов формирования избирательных комиссий (жеребьевка, утверждение или избрание туда партийных представителей), а также необходимости обязательного свободного владения казахским языком кандидатами в депутаты казахской национальности.

Об этом уже много написано, так что повторять нет смысла.

Но остались другие поправки, не менее ошеломляющие. И даже с учетом того, что документ отправлен президентом в Конституционный совет, стоит рассмотреть некоторые из них. Например, при чтении ст. 92 данного проекта выясняется, что у нас кандидаты, собирающиеся баллотироваться по одномандатным округам, делятся не только по политическим пристрастиям и антипатиям, но и по размерам избирательного фонда. Так, кандидаты, выдвинутые либо поддержанные теми или иными политическими партиями, оказываются в положении кандидатов первого сорта. Исходя из текста данной статьи, абсолютно законно размер их официального избирательного фонда процентов на 30 будет превышать размер избирательного фонда гражданина, который решил пойти в депутаты самостоятельно путем самовыдвижения и не испытывающего острого желания встать под те или иные партийные знамена.

Сам фонд, согласно проекту, формируется следующим образом: из собственных средств кандидата в размере 200 минимальных расчетных показателей (МРП), из средств выдвинувшей его политической партии в размере 500 МРП и из добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в объеме 1000 МРП. А из ст. 87 данного документа следует, что правом выдвижения в кандидаты обладают политические партии и граждане в порядке самовыдвижения. Из этого вытекает прелюбопытнейшая коллизия - граждане, выдвинутые политическими партиями, официально имеют право собрать в свой фонд 1700 МРП, тогда как самодеятельные кандидаты лишь 1200. Что несколько противоречит Конституции, которая провозглашает равные права и возможности граждан как избирать, так и быть избранными.

Правда, действующих депутатов возникающее неравноправие не обескуражило. Как они объяснили мне: "Подумаешь, невидаль какая. Прогонят необходимые средства через партийные счета. Вот все и самоурегулируется".

Так-то оно так, но препятствие все же есть. Согласно параграфу 2 той же статьи политические партии вправе выдвинуть по территориальному округу лишь одного кандидата, да и то решением высшего партийного руководства с четким указанием номера округа. Зарегистрированных партий лишь 9. По крайней мере, на сегодня. А количество желающих баллотироваться в депутаты по некоторым округам уже сейчас значительно превышает указанное число. Следовательно, гражданам, желающим стать частью законодательной ветки власти, впору как можно быстрее писать заявление и бежать в ближайший партийный комитет. Правда, нет худа без добра. Данная норма позволит политическим партиям, которые не имеют амбиций или желания выставлять кандидатов по всем округам, пополнить свои бюджеты.

Еще одним замечательным местом статьи 92 является отсутствие предельных размеров пожертвований, поступающих от граждан и физических лиц. Признаться, я как-то до этого считал, что подобные ограничения в законодательстве весьма уместны, поскольку хоть и плохонько, но уберегают от массовой скупки кандидатов некоторыми юридическими и физическими лицами, которых принято называть олигархами.

Ограничение предельной суммы взносов от конкретного юридического или физического лица, конечно, ни в коей мере не является универсальной защитой. Однако все же позволяет хотя бы публично соблюсти некоторую благопристойность и вселяет надежду, что кандидаты - люди честные и достойные, пользующиеся поддержкой как физических, так и юридических лиц, что засвидетельствовано взносами в его фонд. Видимо, так же считала и депутат Татьяна Квятковская, которая внесла в самом начале работы над законопроектом подобную поправку. Однако ее коллеги оказались куда как более прагматичными, отвергнув ее с формулировкой "влечет уменьшение размеров избирательного фонда".

В общем, как объяснил мне один из депутатов, "закон правильный, мы должны через закон укреплять партии, потому что они - костяк политической системы". А ведь закон-то все-таки о выборах.

Астана