Магбат Спанов - президент Института развития Казахстана, доктор экономических наук, автор ряда научных исследований по проблемам теневой экономики.
- Магбат Уарысбекович, как вы относитесь к тому, что Казахстан планирует провести легализацию имущества?
- Раз уж мы провели легализацию "теневого капитала", то и легализация собственности выглядит вполне логично.
- Существует такое мнение, что нигде в мире первоначальный капитал честным путем не накапливался. Вы с ним согласны?
- Проблема накопления первоначального капитала в каждый цивилизационный период имеет свои особенности. В ранний постсоветский период, на мой взгляд, было несколько групп собственников. В первую очередь чиновники, имеющие доступ к распределению материальных ресурсов. Затем их ближайшее окружение - родственники, друзья. И только потом остальное население, которое начало заниматься бизнесом - челночным, мелкой торговлей, оказанием услуг. Именно на тот период приходится не совсем законное накопление богатства.
- Будет ли наша страна иметь экономическую выгоду от легализации собственности?
- В последующем - это уплата налогов. Но общество получит и "внеэкономический" эффект - наконец будет реализовано его право на информацию.
- Почему подобные акции не проводят соседние страны, хотя для них проблема теневой собственности тоже актуальна?
- Не согласен с такой постановкой вопроса, т.к. в России этот вопрос уже прорабатывается на законодательном уровне, а также обсуждается на Украине.
В целом эта проблема зависит от реального уровня экономического и правового развития, и, естественно, от желания власти.
- Широкие слои населения легализация имущества не затронет?
- Данная процедура коснется не более 3-5% от общей численности населения. Но, по нашему мнению, в целом они владеют свыше 90% собственности.
- Какие сегменты экономики останутся в тени после этой легализации?
- Наиболее прибыльные отрасли: нефтегазовый бизнес, цветная и черная металлургия, зерновое производство, средс