Поправка в статью 71, внесенная сенаторами, вызвала настороженность в среде иностранных инвесторов, работающих в сфере недропользования. Основную угрозу они видят в том, что поправка коснется и ранее заключенных контрактов.
Возможность применения этой нормы на ранее заключенные контракты вызывает некоторые сомнения с точки зрения ее законности в связи с ранее действовавшими стабилизационными положениями Закона "О недрах" и Закона "Об иностранных инвестициях" (там, где это применимо).
В целом же эта поправка означает установление государством более жесткого режима в отношении проведения операций по недропользованию в Республике Казахстан. И хотя у государства есть юридическое право установить такое регулирование, очевидно то, что введение этой нормы может оказать негативное влияние.
Обращает на себя внимание использование термина "приоритетное право", что предполагает наличие у государства права на приобретение права недропользования (или его части), а вводимая норма установит только приоритетность этого права перед аналогичными правами третьих лиц.
Следует упомянуть и возникающие противоречия с действующим законодательством. К примеру, Законом "О недрах" (статьей 14) установлено право недропользователя распорядиться своим правом недропользования полностью или в части путем передачи его любому третьему лицу (предполагается, что по собственному выбору) с разрешения компетентного органа.
При этом отказ в выдаче разрешения должен быть мотивирован, а при передаче дочерней организации при условии, что родительская компания гарантирует исполнение ее обязательств, в разрешении не может быть отказано. Таким образом, возникает определенное противоречие между различными нормами Закона "О недрах". У государства сейчас есть право приобрести отчуждаемое право недропользования (его часть) только при условии наличия желания недропользователя реализовать свое право передачи права недропользования в его пользу. По этим же причинам возникает противоречие с корпоративным законодательством.
Более того, если в отношении передачи доли в юридическом лице, обладающем правом на проведение нефтяных операций, Законом "О нефти" в статье 53 устанавливается требование о получении разрешения лицензионного или компетентного органа, то в Законе "О недрах" такого требования нет. Это означает, что в отношении передачи доли участия в юридических лицах - недропользователях, осуществляющих операции с твердыми полезными ископаемыми (то есть не углеводородами), у государства даже нет права давать разрешение на ее отчуждение.