Сага о сардаре

Сауле Амирбекова
10 мая 2004, 00:00

"Казахфильм" представил премьеру картины "Сардар" в жанре исторического экшна. Это первый массовый фильм после "Кыз-Жибек", снятого в 1970-х годах

Национальная компания "Казахфильм" запустила в производство в 2003 году 13 художественных фильмов. Премьерный показ одного из них состоялся в киноцентре "Арман". Поздравления принимала вся группа, работавшая над "Сардаром" - от режиссера до гримера. И поздравить было с чем. Фильм сложнопостановочный, снятый всего за год, зритель принял, в доказательство чему стали аплодисменты, которые звучали даже во время сеанса.

Одельша Агишев и Болат Калымбетов создавали сценарий о любви, ревности и предательстве на основе притч и эпосов. Их цель состояла не в описании конкретных исторических событий, скорее, они художественно оформили срез жизни казахов в степи XIII века.

Смелые и амбициозные друзья Кульджа (Куандык Кыстыкбаев) и Акберды (Ержан Нурымбет), не рассчитывая на поддержку своего племени, вдвоем направляются в джунгарский стан, чтобы освободить из плена сардара Хангерея (Саярет Мерекенов) - отца Кульджи. Преданность друзей и удача помогают им вызволить не только сардара, но и прекрасную Сарымтану (Сана Шандыбаева) - принцессу Монгольского ханства.

Поневоле девушка, сама того не подозревая, сеет семя раздора между друзьями, остановив свой выбор на Кульдже. Взращенное ревностью отчуждение Акберды усиливается из-за обостренного чувства соперничества в борьбе за место сардара, на которое народ выбрал его друга.

Фильм завершается трагически. Обезумевший Акберды убивает горячо любимую им Сарымтану. Кульджу от "дружеской" пули, по иронии судьбы, спасает подаренный Акберды талисман с металлической пластинкой.

Сюжет фильма динамичный - продолжительность 90 минут.

Инвестиции и ожидания

Бюджет картины "Сардар" составил 1 млн долларов. Только на создание статуи Будды в скале потребовалось более 65 тыс. долларов, на костюмы - порядка 130 тыс. долларов и такая же сумма - на коней и верблюдов.

Единственный спонсор съемки кинофильма - государство. Отметим, что перед запуском кинопроекта интерес проявляла китайская Тянь-Шанская киностудия. Но в связи со сменой директора китайской студии подписанный контракт неожиданно был расторгнут. Новое соглашение, подписанное между казахстанской и китайской киностудиями, включает в себя лишь пункты, касающиеся проката киноленты "Сардар" в Китае. Режиссер кинокартины Болат Калымбетов считает данный договор немаловажным в прокатной судьбе своего детища. "При грамотном подходе показ в Китае позволит снять пять "Сардаров"", - сказал г-н Калымбетов.

В Поднебесной казахский экшн (от английского слова action - действие) увидят в сентябре - по окончании фестивального турне (Индия, США и др.). По мнению создателя "Сардара", картина будет интересна китайскому зрителю главным образом потому, что основное действие происходит в монгольском ханстве на территории Китая. И до расторжения договора часть съемок предполагалось осуществлять в Поднебесной. Впрочем, живописные казахстанские широты вполне смогли заменить панорамы Китая.

Динамичность сюжета, живая игра молодых актеров, не уступающих по таланту своим более опытным коллегам, а также прекрасные декорации и костюмы героев сделали фильм зрелищным. Все это вкупе с востребованностью сегодня жанра исторической саги дает режиссеру надежду на значительные кассовые сборы.

Впрочем, зарубежные монстры киноиндустрии при изготовлении фильмов используют сегодня новейшие компьютерные технологии. "Казахфильм" еще не дошел до этого этапа в производстве кино. Более того, на студии пока еще нет технологии долбистереозвучания, без которого сегодня в мире не снимается ни один экшн. Это обстоятельство несколько омрачает оптимистичное видение мирового успеха нашего кино вообще и "Сардара" в частности.

- Технически отстающие фильмы продавать сложно, и потому потребуется более мощная реклама, - признал Болат Калымбетов. - Честно говоря, я не знаю, фильмы каких режиссеров будут конкурировать на конкурсных фестивалях, но в успехе нашего "Сардара" уверен. Не зря кинокритики дали высокую оценку и назвали его первым массовым фильмом после "Кыз-Жибек", который снял Султан Ходжиков еще в 70-е годы, когда я пацаном пришел сниматься в кино.

В дымке отечества

В сентябре "Сардар" наконец вернется в родные степи из фестивального турне. Увидеть фильм смогут только алматинцы и купившие копию киноленты актауcцы. Многие казахстанские сети проката не проявляют интереса к отечественному кино. К примеру, Otau Cinema в Астане запросили за аренду зала для премьерного показа "Сардара" 800 тыс. тенге. Пришлось перенести показ в астанинский Дворец молодежи, где фильмы не крутили уже 20 лет. Естественно, не обошлось без технических накладок.

Алматинский киноцентр "Арман" не только предоставил зал на льготных условиях - за сбор, независимо от объема наполняемости зала, но и за свои деньги организовал широкомасштабную рекламу. Киносеть "Арман" уже второй год дает возможность казахстанским режиссерам довести свои творения до отечественного зрителя.

- Казахские фильмы - это непременный аншлаг, - говорит исполнительный директор " Армана" Бауржан Шукенов. - Мы не впервые представляем премьеру отечественных лент перед фестивалем. И могу утверждать, что зритель почувствовал потребность в родном кино, а мы готовы ее удовлетворить, тем более что режиссеры стали делать качественное кино. Мы ждем окончания фестивалей и непременно заключим договор с "КазахСинемаДистрибьюшн" (структурное подразделение "Казахфильма") о прокате в своих кинотеатрах ряда фильмов, на которые отреагировал зритель, - это "Сардар", "Молитва Лейлы", "Жылама", "Остров возрождения".

Г-н Шукенов выразил надежду, что при условии развития отечественной киноиндустрии в нее обязательно придет частный бизнес. Но чтобы появился интерес, необходимо, как сказал в свою пору Кончаловский, чтобы хоть один режиссер заработал миллион. "Для казахстанских широт хватит и 50 тысяч. Что касается "Сардара", он точно окупит вложенные средства и даже немного заработает".