К диалогу Китая и США

Ли Лифань
24 мая 2004, 00:00

Различие взглядов США и Китая на политическое развитие Центральной Азии и будущее каспийских углеводородов потенциально может привести к обострению отношений между этими странами

С момента распада Советского Союза Китай пытается вернуться в Центральную Азию как ведущий игрок. С учетом географической близости, интересов безопасности и экономики Китая его присутствие в регионе будет продолжать расти. Поэтому Соединенным Штатам, имеющим стратегические интересы в Центральной Азии, следует активнее использовать Китай. Это позволит Вашингтону более эффективно вести контртеррористические операции по уничтожению "Аль-Каиды", движения "Талибан", а также Исламского движения Узбекистана и других международных террористических групп. Для этого США необходимо обеспечить военное присутствие в Центральной Азии на значительный период времени. Однако усиление американского военного присутствия вызывает беспокойство китайского руководства. Чтобы преодолеть недоверие Китая к действиям США в регионе, Вашингтону необходимо наладить сотрудничество с Пекином по самому широкому кругу вопросов, касающихся безопасности в регионе, стабильности и развития.

Китай за постсоветские годы умело строил отношения с республиками Центральной Азии. Начав с демаркации границ, Пекин развил эти отношения до серьезного сотрудничества по многим направлениям. Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), секретариат которой был недавно открыт, - это основной канал укрепления позиций Китая в Центральноазиатском регионе. Пекин построил резерв "доброй воли" в Центральной Азии и продемонстрировал гибкость и креативность своей внешней политики.


Сотрудничество с Китаем в этом регионе даст США возможность использовать имеющиеся у Пекина ресурсы и опыт, которые он приобрел за последние 10 лет. Наиболее многообещающим кажется сотрудничество в области безопасности. Китай вовлечен в борьбу с терроризмом и наркотрафиком. Кроме того, ШОС обозначил проблему нераспространения оружия массового уничтожения как одну из важнейших в своей повестке, что также представляет перспективное поле для взаимодействия.

Следует отметить, что долгосрочные интересы США и Китая потенциально разнятся в том, что касается политического развития Центральной Азии, а также по вопросу разработки нефтегазовых запасов Каспийского бассейна. Растущая потребность КНР в энергоресурсах стимулирует значительные инвестиции в развитие казахстанских месторождений и строительство трубопровода для доставки углеводородов в Китай. Когда вопрос транспортировки каспийской нефти встанет в полный рост, Пекин будет жестко бороться за свою долю. Потребность в нефти и сохраняющееся недоверие китайской стороны к размещению американских военных рядом с западными границами Китая потенциально может привести в будущем к обострению отношений между США и КНР. Поэтому важно уже сейчас развивать партнерство.

Логическим первым шагом по пути налаживания сотрудничества США и Китая в Центральной Азии могло бы стать создание службы офицеров связи в китайских, российских и американских представительствах в регионе. Эти связники, которые расположатся в Региональной антитеррористической структуре ШОС (находится в Ташкенте), на авиабазе ОДКБ в Канте (Кыргызстан) и на базах антитеррористической коалиции (в частности, авиабаза Ганси, Кыргызстан), увеличат доверие, снизят напряженность и сыграют координирующую роль в совместных ответах на новые кризисы. Следом необходимо начать процесс обсуждения конкретных направлений сотрудничества и центральноазиатских проблем в рамках китайско-американских консультаций по обороне.

В Китае (даже в среде жестких консерваторов) налаживание диалога ШОС с НАТО не вызывает возражений, поскольку Пекин не заинтересован в конфронтации. То, что кроме Китая остальные члены ШОС являются участниками программы НАТО "Партнерство во имя мира", а также членами ОБСЕ, делает такой диалог вполне реальным. Путем налаживания связей между ШОС и НАТО США могут добиться доступа в Шанхайскую группу. Надо отметить, что ШОС - достаточно молодая организация, и сотрудничество с НАТО может иметь стратегические последствия как для Китая, так и для будущего ШОС. Я бы не стал исключать вероятности, что США даже смогут получить статус наблюдателя в Шанхайской группе или "партнера". Дело в том, что ШОС намеревается активизировать сотрудничество с международными организациями и другими странами.