Инвестировать в науку

Сауле Амирбекова
30 августа 2004, 00:00

Казахстанские предприниматели не спешат финансировать инновационные разработки. Для того чтобы инвестиции в науку стали традицией, необходимы десятилетия

Бизнес-ангел. Так принято называть предпринимателя, средства и усилия которого помогают никому неизвестной идее трансформироваться в востребованный инновационный продукт. Им движет интерес к разработке и социальному эффекту ее воплощения. Так как это не просто ангел, а бизнес-ангел, не последний фактор для него - перспектива прибыли от вложенных средств.

Предоставляемый капитал называют "терпеливым". В течение всего инвестиционного периода бизнес-ангел не требует ни процентов, ни дивидендов. В перспективе идея может получить более крупные инвестиции в институциональных венчурных фондах. Во многих странах бизнес-ангелы и венчурные фонды взаимодополняют друг друга.

В странах бывшего Союза, где пережившая эпоху плановой экономики наука особенно оторвана от коммерциализации, зарождение класса бизнес-ангелов жизненно важно. Научные разработки нуждаются в финансировании, которое государство существенно сократило до 0,1% от ВВП. И бизнес-ангелы могли бы стать фундаментом для масштабного развития инноваций. Мы разыскали одного "бизнес-ангела" - Мурата Турлубекова, который уже 4 года финансирует научный проект "Ренессанс", и пригласили в редакцию "Эксперта Казахстан".

- Мурат, кем вы были до того, как стали бизнес-ангелом?

- 12 лет я проработал в системе государственной службы. Последнее место работы в Государственной комиссии по борьбе с коррупцией, занимал должность государственного инспектора (политическая должность).

- Почему перестали бороться с коррупцией? Посчитали, что это бесперспективно?

- Вовсе нет. Просто комиссия была ликвидирована. Пробовал себя в бизнесе - в брокерской, аудиторской, страховой деятельности. В 2000 году встретился этот проект.

- Расскажите о нем вкратце.

- Казахстанские ученые смогли вывести формулу йода, которая способна произвести революцию в борьбе с вирусами. Да - именно революцию. На основе созданной БАД (биологически активная добавка) "Возрождение" был разработан препарат "Ренессанс". Так вот, последний в несколько раз эффективнее и быстрее традиционной интерферонотерапии борется со всеми формами вируса гепатита, в том числе С, который ранее считался неизлечимым. И это не предел. Есть все основания полагать, что "Ренессанс" способен бороться и с множеством других вирусных заболеваний, в том числе туберкулезом, псориазом.

- А какие противопоказания?

- БАД, благотворно влияющая на желудок, не имеет никаких противопоказаний. С лекарственным же препаратом сложнее. Аллергия на йод - мелочь. К сожалению, мы не можем помочь больному, если он страдает онкологическим или сердечным заболеванием (опухоль начинает расти, сердцебиение учащается до 93 ударов в минуту). Если в почках камни, то они начинают двигаться. А, как известно, малейший сдвиг - прямой путь на операционный стол. Так отсекается немалая часть потенциальных клиентов "Ренессанса".

- Вы обладаете каким-либо научным бэкграундом?

- Абсолютно нет. Я в этом проекте организатор и инвестор.

- Что это за средства и сколько их вложено?

- Проект полностью финансирую за счет собственных ресурсов. Пришлось продать движимое и недвижимое имущество, часть занять у родственников. За 4 года вложено около миллиона долларов. По мировым стандартам это даже серьезными инвестициями назвать сложно. В развитых странах разработка одного фарм-проекта в среднем требует 600-800 миллионов долларов. Там в такой же проект мне бы пришлось вложить минимум 200-300 млн долларов. Такая колоссальная экономия достигается прежде всего за счет разницы в оплате отечественных научных работников - в сотни раз меньшая в сравнении с западными нормами. Уровень расходов на одного больного тоже значительно дешевле. Кстати, мы используем клиники Кыргызстана, где сутки пребывания одного больного обходятся нам в 2,5 доллара - это в 4 раза дешевле, чем в Алматы. Проект требует дополнительных вливаний - 10 миллионов долларов. Эти средства пойдут на строительство мини-завода по изготовлению и розливу препаратов, а также на клинические исследования по другим заболеваниям, о которых я говорил.

- Откуда вы будете привлекать инвестиции?

- На сегодняшний день я в поисках соинвесторов, так как эта сумма для меня одного непосильна - продавать больше нечего. Продажи БАД уже ведутся в аптеках страны, но говорить о доходах не приходится. А проект "Ренессанс", по моим подсчетам, окупится за 2-3 года. Есть надежда на Национальный инновационный фонд - в настоящий момент вопрос рассматривается. Вообще же, в стране много "дурных" денег, но я не хочу их привлекать.

- Вы как никто другой должны уметь обращаться с дурными деньгами. Опыт- то имеется.

- Да. Но не хочу. Не хочу отвлекаться от бизнеса на встречи, споры.

- А бизнесмены? Не пробовали искать соинвесторов среди себе подобных?

- К сожалению, бизнес неохотно вкладывает средства в подобные проекты - надо морально созреть.

- Почему же вы, Мурат, рискнули своим капиталом, начав финансировать данный проект? Созрели?

- Наверное. Кроме того, я всегда мечтал, чтобы мое дело не зависело от каких-либо изменений в политической обстановке. Быть независимым от государства более важно, чем может показаться. То есть речь идет о снижении политических рисков.

Законодательство меняется практически ежедневно. Сегодня на коне, завтра под конем. Если политическая обстановка изменится невыгодным образом, то я могу вывезти эту технологию и прекрасно работать автономно.

- Вы совершенно аполитичный человек?

- Напротив. Я собираюсь двигаться в политику. Все, что я делаю сегодня - это выстраивание и подготовка площадки. Думаю, что в перспективе я пригожусь государству. Я примерно представляю, как развиваться в этом направлении. Какие-то шаги предпринимаются. Необходимо вкладывать инвестиции в интеллектуальный труд. Государственный менеджмент должен быть направлен в высокотехнологичные производства. Рывок возможен, так как потенциал огромен. Только разработчик проекта Юрий Синявский имеет 35 патентов. А сколько таких в Казахстане?! Японцы, да и не только они, до сих пор перечитывают "Науку и жизнь" - Советский Союз был самой плодовитой базой в мире, взращивающей инноваторов и изобретателей. Но интеллектуальный ресурс растрачивался бездумно - идеи открыто публиковались в обмен на бумажку, подтверждающую патентообладание, но не предусматривающую каких-либо дивидендов.

- Здесь вспоминается постсоветский фильм "Гений", в котором стены уборной в доме главного героя были оклеены его патентами... Мурат, а почему среди множества разработок вы остановили свой выбор на этой?

- Здесь причина сугубо личного характера. Моя дочь перенесла гепатит. Я видел страдания дочери в период длительного лечения интерфероном. Изобретенный же препарат приводит к излечению в гораздо более короткие сроки.

- Для большинства населения важен и фактор цены...

- И здесь явное преимущество "Ренессанса". Если интерферонотерапия требует порядка 9-15 тысяч долларов, то затраты на лечение нашим препаратом составляют 2-3 тысячи. Для россиян мы установили цену вдвое дороже. Для иностранцев - 7300 долларов.

- Расскажите подробнее о механизмах выхода на зарубежный рынок. И какие именно рынки вы считаете наиболее перспективными?

- Медицинские препараты при экспорте в другие страны требуют перерегистрации в стране-импортере. А это 2-3 месяца в каждой стране. Мы регистрируем лекарство в Кыргызстане (продукт при этом остается казахстанским). Будучи членом ВТО, эта страна действует по международным нормативам, что дает нам возможность продавать лекарство небольшими партиями по интернету. В долгосрочной перспективе технические проблемы с экспортом будут устранены. "Возрождение" и "Ренессанс" способны заменить 70% всех медицинских препаратов, которые есть сегодня на рынке. А это имеет не только казахстанское, но и мировое значение. Мировой рынок шаг за шагом начнем осваивать с России. Через российский рынок выйдем на Европу. Благодатным рынком можно считать всю Азию. Дело в том, что у мужчин азиатов не хватает определенного гена. Из-за чего интерферон почти не в силах вылечить у них гепатит.

- А как конкретно вы собираетесь продвигать свой продукт?

- Если говорить о странах СНГ, то в планах - созыв врачей на научную конференцию, где им будет представлен препарат. Относительно рекламы потребительской, то наш официальный сайт (пока русскоязычный) становится все более посещаемым. Для дальнейшей популяризации будем использовать средства массовой информации. Конечно, присутствует определенный скептицизм - "что там казахи навыдумывали?". Тем не менее уже сегодня поступают заказы из разных точек мира. И уже несколько иностранных граждан вылечились нашим препаратом.

- Не понимаю, зачем вам политика? Развивайте свой бизнес...

- Думаю, что в совокупности он будет лучше развиваться. Надеюсь, что когда это будет от меня зависеть, я смогу повлиять на повышение заработных плат врачей. Медицинская среда в нашей стране настолько пронизана бизнесом. Есть случаи, когда безнадежно больных кладут на операционный стол только с целью извлечения средств у родственников. Далеко не секрет, что врачи назначают лекарства, руководствуясь не только необходимостью применения больным того или иного препарата. Назначаются лекарства, где врач имеет свои проценты от продажи. Пока мне тоже придется использовать этот метод поощрения врачей.

- Нигде в мире подобная практика не приветствуется.

- Такова действительность. Боюсь, что если я не буду стимулировать врачей, то мой продукт останется у меня на складе невостребованным. Ведь больной больше всего доверяет именно слову врачa, а не рекламе. Кроме того, я намерен использовать административный ресурс - акиматы. Ведь гепатит находится в ряду социально значимых заболеваний.

- Вы уже застраховали свой продукт от пиратства? Я имею в виду международные патенты.

- Поверьте, никто в мире не застрахован от пиратов. Как ни обложись патентами, все равно будут подделывать. Безусловно, я понимаю необходимость в патентовании.

- Кто в вашей компании занимается вопросами ценообразования, стратегии, в целом маркетингом, менеджментом и пр.?

- Я.

- ?

- Я привык к большим нагрузкам. В бытность работы в прокуратуре у меня в производстве было порядка 40-50 дел... Да, у меня нет классического бизнес-образования. И порой я действую, доверившись исключительно собственной интуиции. Есть вопросы вне моей компетенции. В таких случаях я обращаюсь к консалтинговым компаниям.

- Почему вы избрали столь сложный путь? Не проще ли и, что самое главное, выгоднее обратиться к успешным фармакологическим компаниям?

- Согласен. Проще и выгоднее. Только потом этот препарат будет стоить не 2, а 10-15 тысяч. Я видел людей, которые продают машины, квартиры, чтобы вылечить себя или своих детей. Наше население не в состоянии оплачивать дорогостоящее лечение. К слову, 10% препаратов будут расходоваться в благотворительных целях - будем лечить и тех, кто не в силах платить и 2 тысячи.

- И что подсказывает ваша интуиция? Каков алгоритм ваших дальнейших действий в бизнес-схеме?

- Если мне удастся найти дополнительные инвестиции в лице частного капитала, то главную задачу этого бизнес-проекта я вижу в листинге. Причем листинговать компанию я намерен на Лондонской бирже. Уже сегодня я веду переговоры с казахстанским представительством Ernst&Yang об аудиторской оценке проекта.

- Допустим, я инвестирую в ваш проект 20 миллионов. На какую долю я могу рассчитывать?

- 50 на 50. На самом деле это завышенная оценка, но я живу в реальном мире и представляю сделку с точки зрения моего потенциального партнера, учитывая казахстанские мерки соотношения "затраты - риски". Когда компания станет листинговой, шкала расчетов кардинально изменится.

- Рассматриваете ли вы возможность закрытия проекта в "венчурном" смысле слова? Иными словами, продадите ли вы этот проект по "ангельской" традиции или же он останется делом вашей жизни?

- Если предложат хорошую цену, то продам. Но при одном условии - права на распространение в Казахстане остаются за мной. В нашей стране никто не должен диктовать цену.

- Мурат, вы говорили об огромном потенциале наших ученых. Я знаю, что в той же Казахской академии питания изобретена казахстанская виагра...

- Бальзам "Возрождение" тоже прекрасно повышает потенцию.

- И все же, если серьезно, когда ваш проект принесет достаточную прибыль, вы будете инвестировать в другие научные или технологические разработки?

- Вы готовы спать по 2-3 часа в сутки?

- Ради хорошего дела - да.

- А я устал. Очень... Устал от стрессовых ситуаций. Устал от бессонных ночей. Устал от мыслей: вдруг все зря, вдруг ничего не получится, а я вложил миллион - свой миллион. Понимаете? Не поверите, но нередко я вкладывал деньги в ущерб семейному достатку. Плюс ко всему отношение врачей, которые, как никто другой, консервативны донельзя. Заходишь - тебя гонят, как шарлатана, а изобретение, несмотря на заключения ученых, патенты и прочее, воспринимают подозрительно, не иначе как зелье.

- К тому же, извините, но имидж бывшего работника прокуратуры... Эта профессия, как бы помягче выразиться, не на высоком месте в общественном рейтинге доверия. Не боитесь, что это может наложить негативный отпечаток на ваши бизнес-отношения с кем бы то ни было?

- У меня отношение спокойное. Во всяком случае на сегодняшний день мне это нисколько не мешает.