Сегодня в прессе много говорят о казахстанском кино и о его "новой волне". Эти высказывания звучат в основном из уст официальных лиц, кинодеятелей и некоторых журналистов. Так ли это? Если отбросить официоз этих утверждений, пафосность пресс-конференций и ритуальных церемоний (открытий, награждений и закрытий), то остаются сами фильмы, которые видели далеко не многие. И увидят ли вообще? Об этих неуловимых для большинства зрителей кинопризраках и пойдет речь. Конец сентября - начало октября были жаркими для казахстанского кино. Киножизнь в Алматы расцвела пышным цветом. Совпали сразу два значительных события. Впервые проводимый в Казахстане отбор фильмов и телевизионных программ для участия во Всемирной конференции общественного телевидения (INPUT), Сан-Франциско-2005. И второй по счету казахстанский кинофестиваль "Звезды Шакена-2004". Побывав на этих мероприятиях, автору удалось сделать некоторые зарисовки.
Этюд 1. Киносеминар с Сержио Борелли
Сеньор Борелли прилетел в Алматы, чтобы доказать своим коллегам по INPUT, а заодно и всему миру, что в Казахстане есть кино, которое можно смотреть. По его словам, казахстанское кино "интересно тем, что у него есть свой почерк, своя местная специфика". Сразу после пресс-конференции, в камерной обстановке (вход был свободный, но желающих оказалось немного: авторы работ и сменяющая друг друга пресса) на Gala-TV, начался просмотр документальных фильмов и телепередач. Важной частью просмотра стали обсуждение и дискуссия в демократическом духе. Сержио Борелли хотелось одинаково слышать как мнение профессионалов, так и "свежий взгляд" со стороны. Ведь цель INPUT не в соперничестве за призы и места, а в развитии профессиональных качеств и обмене опытом, которые возможны только в случае сотрудничества и творческого общения. Обсуждение фильмов то разгоралось, превращаясь в спор, то плавно перетекало в беседу об искусстве, документальном кино, телевидении и массовой культуре. Авторы, представившие свои работы, получили оценки и рекомендации профессионалов. В дискуссии участвовали режиссеры, операторы, искусствоведы, журналисты. Господин Борелли даже отметил, что в какой-то момент она достигла уровня московских киносеминаров.
Процессы, которые мы наблюдаем в культуре, в частности в кино и телевидении (как более массовых формах искусства), можно уподобить экономическим процессам глобализации. Единый мировой рынок в конечном итоге приводит к массовому обобществлению культуры. Мы не просто потребляем одинаковые материальные товары, но и "едим" одну и ту же духовную пищу. Поэтому задача INPUT увидеть, поддержать и сделать всеобщим достоянием то оригинальное и креативное, что все еще присуще кино и телевидению в разных регионах мира.
Этюд 2. Sale, soul, save...
Очевидно, что документальное кино - это жанр киноискусства. А значит, оно не копирует реальность, как, казалось бы, подобает документу, а преображает ее. Художественный прием свойственен и документальному кино. Поэтому сегодня принято говорить не о документальном и художественном, а об игровом и неигровом кино. Эффект реальности, который возникает при обращении к искусству, связан с подлинностью наших чувств и переживаний. Художественная ценность фильма определяется интенсивностью наших мыслей и эмоций. О правдивости и реалистичности искусства на семинаре стали говорить, посмотрев неигровой фильм "Sale". "Sale" - фильм режиссера В.Назарова и оператора Т. Попова о женщинах, вынужденных торговать своим телом. Оператору Тарасу Попову удалось снять изнутри жизнь коммуны проституток в Киргизии. Владимир Назаров считает своего коллегу талантливым оператором, способным видеть не только глазами, но и сердцем. Поражает та естественность, с которой ведут себя героини фильма перед камерой. Художественное видение проявляется в стремлении авторов обратить внимание зрителей на то, что сразу не бросается в глаза, в умении рассказать задевающую за живое историю. "Сопереживание героям - это то, на чем должно держаться создание фильма", - полагает режиссер кино и театра, один из организаторов первого киносеминара INPUT в Казахстане, В. Назаров. Рабочие будни и праздники, взаимоотношения героинь, их сны и переживания, исповедь содержательницы борделя - говорят о чем-то большем. О бренности униженной человеческой плоти и о вечности души, жаждущей спасения.
Этюд 3. Видеоарт
Видеоарт - прогрессивный жанр современного искусства. Как культурное явление он возникает на стыке перформанса, кино, фотографии и медиа-технологий. Это стиль творчества художника, который берет в руки не кисть и холст, а камеру. Фильмы "Ноев ковчег" С. Айтабекова и "Камни" В. Хана были представлены для отбора на INPUT искусствоведом Валерией Ибраевой. "Ноев ковчег" создан в духе психоделической эстетики видеоарта. Завораживает замедленная динамика движений. Глаз отдыхает. Вспоминаются кадры из картин А. Тарковского: невесомо колышущаяся, словно живая, трава, падающие в вечность капли воды. Фильм снят в Южном Казахстане, на земле, полной легенд. Согласно одной из них, на горе Казгурт остановился Ноев ковчег. Автор проводит параллели между библейской притчей о спасении и современной экологической ситуацией. Построить Ноев ковчег и спасти живое - идея, задающая смысловое единство визуальному ряду картины. Но без названия и поясняющей аннотации было бы сложно понять фильм. Цель автора "Камней" В. Хана, участника проекта "Сакральные места Центральной Азии", передать священный дух Горного Алтая. Это не просто красивые картины природы. Художник обрел свое видение и заставил открыться глазу то, что витало в воздухе и таилось в душе. Каждый кадр фильма, словно мандала, создан для медитации. Для этой цели режиссер использовал элементы перформанса. Сержио Борелли удивили минимальные затраты на фильм. Во время семинара эта тема всплывала неоднократно. При смехотворных бюджетах и за короткие сроки нашим режиссерам и операторам удается достичь впечатляющих результатов.
Этюд 4. Любовь поэта
Гран-при фестиваля "Звезды Шакена" получил фильм Рустема Абдрашева "Остров Возрождения", который ранее уже занял первое место на фестивале стран СНГ и Балтии "Киношок". Это история начала 60-х о жизни, ценностях и взаимоотношениях людей в небольшом рыбацком поселке на берегу Аральского моря. Сюжетная линия разворачивается вокруг темы первой любви юного поэта. Прототипом главного героя стал отец режиссера, казахский поэт Жараскан Абдрашев. В основу фильма положена его поэма "Девочка из города". "Остров..." - режиссерский дебют Р. Абдрашева в полнометражном кино. Картина хорошо снята. Проделана серьезная операторская работа. Интересен художественный прием черно-белого кино, задаваемый подсветкой и эффектом приглушенных цветов, где вдруг ярким пятном появляются то платье героини, то отдельные элементы пейзажа. Но есть моменты, требующие здоровой критики. Не совсем удачно созданы образы некоторых персонажей. Они словно сошли с подмостков КВН или Тамаши. Основной мотив и идея фильма немного размыты. Остается непонятным: хотел ли автор нам поведать "всю правду" о тех людях и том времени, или же его цель - показать рождение поэтического гения. Безусловно, среди конкурсных работ эта картина была самой лучшей. К слову сказать, внешняя форма фестиваля не совсем соответствовала его внутреннему содержанию. От пресс-конференций веяло пафосом, а церемония награждения получилась несколько затянутой. Призы раздали чуть ли не половине зала. Несмотря на то, что конкурсных картин было не так уж много, а достойных внимания - единицы.
Этюд 5. Герасим и ы-ы
В номинации "Кино молодых" бесспорным лидером стал фильм Серикбола Утепбергенова "Немая прохлада", победивший среди короткометражек на "Киношоке" в Анапе. Действие 30-минутной картины не выходит за пределы тюремной камеры. Это история без слов об отношениях двух заключенных: немого старика и молодого наркомана. У каждого есть своя слабость. У старика - сверчок в пачке из под сигарет, а у молодого - шприц с наркотиком. Ни тот ни другой не принимают пристрастий друг друга. Но события поворачиваются таким образом, что им приходится поменяться самым сокровенным, чтобы спасти свою жизнь. Роль немого блестяще сыграл актер Нуржуман Ихтембаев. Черно-белое изображение с коричнево-золотистым оттенком придает эффект реалистичности происходящему. К сожалению, остальные фильмы в номинации "Кино молодых", в основном их представили выпускники Академии искусств им. Жургенова, оставляли желать лучшего. Проблема даже не в том, что в заявленных на конкурс фильмах плохо обстоит дело с креативностью художественных и кинематографических средств выражения. А в отсутствии сколько-нибудь серьезных и глубоких идей. Закономерно возникает вопрос: а стоило ли вообще некоторые из них показывать на широком экране? Поэтому в сравнении с кинопрограммой ВГИКа, тоже демонстрировавшейся на фестивале, эти работы совсем уж смотрелись как-то по-детски.
Сентенции
Безусловно, фестивали нужны казахстанскому кино. Они привлекают внимание общественности, активизируют спонсоров, стимулируют творческую инициативу создателей фильмов. Но более актуальными для нашего кинематографа являются мероприятия развивающего и обучающего плана: мастер-классы, семинары, публичные просмотры с участием специалистов, на которых авторы фильмов могли бы обменяться опытом и получить профессиональные оценки и рекомендации. Первому семинару по отбору на INPUT не хватало размаха и организованности. Почти не было рекламы. Многие не знали об этом событии. Прием заявок проводился в течение 10 дней. Заявки подали только алматинские режиссеры и тележурналисты. Между тем хотелось бы видеть работы и из других регионов Казахстана. Но у организаторов, продюсерского центра Gala-TV, который стал полномочным национальным координатором INPUT в Казахстане и Центральной Азии, есть оправдание - это было первое пробное мероприятие, которое теперь обещает быть ежегодным.
Фестиваль "Звезды Шакена" проводится второй раз. Вполне понятно желание организаторов проекта сделать фестиваль масштабным событием. Для этой цели были созданы президиум пресс-конференции, международное жюри, приглашены гости из разных стран, продумана программа мероприятий. Но содержательной части, отобранным для конкурса картинам, внимания уделили недостаточно. Залы, где демонстрировались конкурсные фильмы, оставались фактически пустыми и заполнялись лишь во время просмотра уже получивших известность картин. Особенно неприятно поразил, как и в случае с INPUT, низкий уровень работ, показанных в номинации "Кино молодых". А ведь это будущее казахстанского кинематографа. Конечно, можно ограничиться восторженно-хвалебными отзывами, к которым призывал журналистов президиум фестиваля, но как гласит мудрая восточная поговорка: сколько не говори халва, во рту слаще не станет. Поэтому существенными становятся задача обучения молодых кадров и развитие критического подхода в отборе фестивальных кинолент.