Осенний кризис

Ирина Галкина
22 ноября 2004, 00:00

Вести серьезный банковский бизнес, основываясь лишь на присутствии нескольких крупных корпоративных клиентов, невозможно. Проблема с ликвидностью очень быстро становится роковой

С 9 ноября в Наурыз банке введен режим консервации сроком на три месяца. Основаниями для введения этой санкции, по формулировке Агентства финансового надзора (АФН), стали систематическое ненадлежащее исполнение договорных обязательств, невыполнение письменных предписаний АФН, а также предоставление заведомо недостоверных отчетности и сведений.

Национальный банк даже и не рассматривал возможность предоставления проблемному институту технического кредита, поскольку тот занимает крошечную долю в банковском секторе страны по размеру активов - всего 0,6%.

На 1 ноября активы Наурыз банка составляли 15,503 млрд тенге, а обязательства - 13,2 млрд тенге. Ситуация усугубилась тем, что именно на эту осень пришлись значительные суммы выплат по срочным депозитам - до конца года банку необходимо было выплатить 3,6 млрд тенге, при том что срочных вкладов у него всего 4,7 млрд тенге.

Наименьшее из зол

Первые признаки того, что обстановка в банке неблагополучна, возникли еще в марте. АФН провело инспекцию и выявило отдельные нарушения, которые в требуемые сроки банк все-таки смог устранить. Но 30 июля поступила жалоба от одного из клиентов, что в нарушение закона "О платежах и переводах денег" его поручение не исполняется. "Понимая, что данная ситуация возникла ввиду ухудшений показателей по ликвидности, 12 августа мы направили рекомендацию, в которой предупредили о необходимости увеличения уставного капитала банка, ограничения принятия депозитов, сокращения расходов посредством закрытия отдельных филиалов, приостановления некоторых видов банковских операций с повышенной степенью риска. Но ответа от банка не последовало", - говорит председатель АФН Болат Жамишев.

Следующие тревожные сигналы о неисполнении банком обязательств появились в начале сентября. Внеплановая проверка банка подтвердила, что нарушения есть. По состоянию на 1 сентября сумма, учитываемая на счете просроченных платежей, возросла до 1 079 млрд тенге. 8 сентября АФН направило предписание банку о проведении процедур по увеличению уставного капитала, необходимого для покрытия убытков прошлых лет, которые составляют 1,5 млрд тенге. "Таким образом, мы хотели понудить банк, чтобы он предпринимал более активные действия по улучшению финансового состояния", - продолжает г-н Жамишев. С этого момента в банке был введен ежедневный мониторинг - АФН получало всю информацию об операциях банка: необходимо было убедиться в том, что не осуществляются какие-либо рисковые, подозрительные операции. По словам председателя АФН, банк предпринимал шаги по возврату кредитов, срок по которым наступил, для того чтобы исполнять обязательства, и надзорный орган был даже склонен к тому, чтобы дать возможность банку выправить эту ситуацию.

Однако Наурыз банк оказался заложником одного лишь договора. Он не смог выплатить значительную сумму денег крупному корпоративному клиенту и подписал мировое соглашение, в соответствии с которым обязался до конца октября по графику исполнить все его требования. В срок эти условия банк не выполнил, и над ним нависла угроза заблокирования счета. "Это было чревато возникновением паники, поскольку банк работал бы на возврат только по одному клиенту, - подчеркивает председатель АФН. - Поэтому мы решили ввести режим консервации".

Рецепт спасения

Банк искал инвесторов, но за несколько месяцев так и не смог ни с кем договориться. Теперь этим займется временная администрация с помощью АФН. Агентство планирует направить предложения об участии в оздоровлении Наурыз банка первым девяти банкам по активам. "Поскольку здесь вопрос не просто в каких-либо деньгах, которые нужно выплатить, но и в том, чтобы восстановить доверие клиентов перед банком, лучше, если инвесторами выступят те, кто имеет имя на рынке и пользуется доверием", - поясняет Болат Жамишев. Он не исключает возможности, что более устойчивые банки могут проявить интерес к оздоровлению Наурыз банка с тем, чтобы в результате продать его, ведь это тоже хороший бизнес.

Прогнозы относительно судьбы Наурыз банка строить сегодня рано. Если заглянуть в недавнюю банковскую историю, то не все банки, в которых вводился режим консервации, канули в лету. Тот же Казагропромбанк, полным правопреемником которого в 2001 году стал Наурыз банк, благополучно вышел из положения. И таких примеров немало. Но в то же время, не всегда терпящий бедствие банк находил инвесторов.

Сегодня ни один банк страны пока не готов однозначно заявить, что он проявляет интерес к Наурыз банку. Как сказал "Эксперту Казахстан" управляющий директор департамента корпоративного и международного бизнеса "Банка ЦентрКредит" Асет Даутбаев, "вопрос об участии или инструментах участия банка в разрешении данной ситуации будет являться предметом более детального обсуждения как на правлении банка, так и на совете директоров. Все зависит от того, какая в Наурыз банке экономическая ситуация". Точно такие же комментарии на момент подписания номера мы получили и в других банках.

Единственное, что можно сказать с определенностью - это то, что ситуация с Наурыз банком не отразится негативно на банковском рынке. Во-первых, он почти не взаимосвязан с другими кредитными учреждениями. Во-вторых, в стране работает система страхования вкладов, и паника среди вкладчиков маловероятна. По информации президента фонда гарантирования вкладов Бахыт Маженовой, сумма вкладов физических лиц Наурыз банка, подлежащая гарантированию, составляет 1612 млн тенге, сумма возмещения фондом, в случае ликвидации банка, составит 981 974 тыс. тенге. Резерв по гарантиям у фонда гарантирования вкладов - 6,3 млрд тенге.