Уравнение с одними неизвестными Создание государственного холдинга в Казахстане, который объединит наиболее важные госактивы, выглядит целесообразным в случае, если перед ним в качестве основной будет поставлена двуединая задача: улучшить качество управления нацкомпаний и обеспечить их финансовую прозрачность Александр Константинов, Дмитрий Глумсков Выступая 3 ноября в парламенте перед новым составом мажилиса, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поставил перед правительством задачу объединить крупные государственные активы на базе государственной холдинговой компании. При этом он посоветовал активно использовать опыт Сингапура, в частности успешно работающего в этой стране холдинга Temasek. "Необходимо выделить стратегически важные и крупные государственные компании в отдельный блок и передать управление пакетами их акций специально созданной государственной холдинговой компании. Это должно обеспечить профессиональное и эффективное управление ими, выработку стратегии развития, консолидировать разрозненные и несогласованные действия государственных компаний, оптимизировать затраты. Международная практика создания подобных компаний показала свою эффективность", - заявил он. Стоит отметить, что сама идея упорядочения и оптимизации структуры управления госактивами, а также транспарентность деятельности национальных компаний активно дебатировалась в парламенте прошлого созыва. Более того, раз в год, при очередном утверждении бюджета, становилась едва ли не дежурной. Предпринимались депутатами и попытки перевести вопрос об управлении госактивами на некую законодательную почву. К примеру, теперь уже бывший председатель Комитета по экономической реформе и региональному развитию депутат Иван Чиркалин инициировал законопроект об управлении пакетами акций, принадлежащих государству. Однако депутаты не поддержали его инициативу, получив отрицательное заключение правительства. Мажилис даже не принял законопроект в работу. Между тем упорядочение управления госсобственностью и финансовая прозрачность компаний, в которых имеется государственный пакет акций, становятся все более насущной проблемой. Национальные компании, помимо того, что они громоздки, непрозрачны, превратились чуть ли не в символ коррупции. Все чаще возникают скандалы, главными действующими лицами которых являются топ-менеджеры крупнейших национальных компаний. Президент страны уже как минимум трижды ставил перед правительством задачу реформировать управление госактивами (первый раз - около полутора лет назад). Однако кабинет министров это поручение не выполнил. Похоже, что в начале ноября для Данияла Ахметова и его подчиненных прозвучало последнее предупреждение. Г-ну Ахметову было предложено в месячный срок представить президенту внятную программу по созданию подобного холдинга. Глава правительства перепоручил подготовку проекта государственного холдинга Министерству экономики и бюджетного планирования. Есть ли у нас план? Хотя срок исполнения поручения президента уже подходит к концу, каких-то известий и новостей из правительства о проделанной работе нет. Похоже, инициатива президента застала членов кабинета министров врасплох. Ни в Министерстве финансов, ни в Министерстве экономики и бюджетного планирования, ни в Министерстве индустрии ничего внятного по ходу выполнения поручения президента нам рассказать не смогли, сообщив только, что создана рабочая группа, которая "рассматривает несколько вариантов создания холдинга". Между тем принципы создания и объединения госактивов в холдинг, а также "поименный состав" национальных компаний, которые войдут в него, являются пока тайной не только для представителей масс-медиа. Председатель совета директоров Банка развития Казахстана Ержан Утембаев в беседе с корреспондентом "Эксперта Казахстан" сказал: "Я тоже узнал про эту идею из выступления президента. Даже в кулуарах прежде про нее не слышал, хотя обычно многие идеи там активно обсуждаются. Поэтому что кроется за этим предложением, я точно не знаю, можно просто догадываться. Одна из причин создания холдинга, думаю, желание улучшить управление государственными пакетами акций. Вторая - необходимость расширить фондовый рынок. Видимо, предполагается, что часть пакетов акций госкомпаний со временем будут выставлены на продажу. Насколько процесс создания холдинга окажется эффективным - сложно оценивать. Слишком много нюансов. В частности, каковы будут принципы формирования менеджмента этих компаний, степень их автономности. Только после этого можно будет делать какие-то выводы". Глава Форума предпринимателей Казахстана, председатель совета директоров холдинга Raimbek group Раимбек Баталов считает, что толчком для принятия решения о создании госхолдинга, скорее всего, стало грядущее вступление Казахстана в ВТО. "Естественно, что государство хочет видеть свои компании по-настоящему конкурентоспособными", - считает г-н Баталов. Ключевой вопрос - зачем? Многие экономисты критикуют целесообразность обращения в качестве примера к сингапурской компании Temasek. Казахстан - не Сингапур, и механически переносить опыт сингапурской компании в отечественные экономические условия достаточно проблематично, считают они. В нашей стране более диверсифицированная и многоотраслевая экономика, чем в Сингапуре. Сингапурская экономика - это, в основном, финансовый сектор, нефтеперерабатывающий завод, морской порт. Там нет промышленности как таковой. По мнению доктора экономических наук, председателя попечительского совета Ассоциации экономистов Казахстана Арыстана Есентугелова, "чужой опыт, особенно Юго-Восточной Азии, для нас неприемлем. Капитал, труд, технический прогресс везде в мире примерно одинаков, но все развиваются по-разному. Нам ближе ценности, менталитет Западной Европы". Но президент не призывает бездумно копировать. Он поставил перед холдингом вполне ясные ключевые задачи, по крайней мере, для первого этапа. "Если намерения серьезные, а сомневаться в этом нет причин, тогда надо поднимать вопрос финансовой прозрачности всех потоков, построения жесткой системы финансового планирования в каждой нацкомпании и холдинге в целом, - говорит г-н Утембаев. - Инвестиционные программы должны жестко отслеживаться, и для этого нужен очень грамотный, политически весомый менеджмент. Всю мишуру в государственных компаниях, а там ее хватает, надо просто выбросить. Если национальные компании, созданные государством каждая для своих целей, технологически эти цели как-то выполняют, то в финансовом плане там полный туман. Повышение эффективности - это наведение порядка в системах учета, финансов, налоговых платежах". Внештатный советник президента по экономике Григорий Марченко предлагает правительству уйти от оперативного управления экономикой. Эта функция, по его мнению, была приемлема для социалистических стран (или государств с централизованным планированием экономики), но совершенно нехарактерна для правительств развитых государств. "Поэтому, если фактическое управление национальными компаниями будет передано в этот холдинг, мы продолжим переход в сторону стандартов управления, принятых в развитых государствах", - считает он. Однако насколько удастся решить поставленные задачи в рамках создаваемого холдинга совершенно неясно. Возможно, придется проводить разделение активов, оставить у национальных компаний профильный бизнес, передав непрофильные активы в частный бизнес. К слову, этот процесс отлично вписывается в продекларированную главой государства борьбу с мега-холдингами, действия которых, по определению г-на Назарбаева, замедляют развитие малого и среднего бизнеса и позволяют избегать налогообложения и транспарентного ценообразования. О менеджере-иностранце Ключом к решению потенциальных проблем с управлением холдинга может стать привлечение иностранного менеджмента, или, как сказал Ержан Утембаев, "политически весомого". О необходимости воспользоваться услугами зарубежных специалистов говорил и президент страны. Сложившаяся система назначения топ-менеджеров крупнейших национальных компаний уже не устраивает ни общество, ни государство - стало практикой совмещение ими двух видов бизнеса: государственного и частного. Как отметил в беседе с "Экспертом Казахстан" председатель Агентства по экономическим и коррупционным преступлениям Сарыбай Калмурзаев, в случае со многими топ-менеджерами "сложно понять, где кончается государственный и начинается личный интерес". По его мнению, именно иностранный менеджмент, пусть и весьма дорогостоящий, позволит решить задачу транспарентности деятельности национальных компаний и снижения коррупционных рисков. Иностранцы будут заботиться о собственной репутации и не станут скрывать деятельность нечистоплотных управленцев. "Иностранным менеджерам нечего бояться, они здесь ни с кем не связаны", - считает г-н Калмурзаев. С ним согласен и председатель аграрного комитета мажилиса Ромин Мадинов, который убежден, что решить проблемы управляемости и транспарентности можно исключительно путем привлечения иностранного менеджмента, прежде всего из дальнего зарубежья. В случае создания госхолдинга для власти такой шаг будет самым оптимальным. Зарубежные управленцы принесут административный опыт, знание принципов корпоративного управления, свои международные связи. А в силу своей "невключенности" в местные обычаи и традиции они будут менее коррумпированными и более разборчивыми при решении кадровых вопросов. Есть у них и еще одно несомненное достоинство - полное отсутствие политических амбиций. "Если холдинг будет создан, то он будет обладать огромным политическим весом", - считает Ержан Утембаев. Он также говорит о том, что государство не ставит своей целью расширение собственного участия в различных секторах экономики и выдавливание оттуда частного капитала. Частный сектор более важен для экономики, чем государственный. Присутствие государства оправданно лишь в стратегически важных секторах экономики. Частный бизнес просит уточнений Совершенно неясно пока и то, на каких направлениях холдинг сосредоточится в своей деятельности. Частные компании Казахстана уже сейчас волнуют эти вопросы. "Почему-то мы периодически меняем методы управления экономикой в стране, - говорит г-н Есентугелов. - То проводим либерализацию, то создаем государственный холдинг. Германия стала неконкурентоспособной, потому что государство стало вмешиваться в экономику. Еще Ленин писал, что планирование из одного центра - самый короткий путь к уничтожению конкуренции". "Пока не представляю, как будет выглядеть холдинг, - признается президент компании Astana-Motors Нурлан Смагулов. - Я руководил в течение длительного времени национальной компанией "Продкорпорация", и понимаю, что национальные компании настолько разные по своим назначениям и функциям, что управлять ими посредством единого органа кажется сложным. Это будет какой-то второй кабинет министров. Поэтому если бы идею озвучил кто-нибудь из правительства, я бы воспринял ее с большой долей скепсиса. Но озвучил проект глава государства, а он умеет воплощать такие вещи, которые на первый взгляд кажутся нереалистичными. В 1995 году многие не верили, что столица будет перенесена в Астану. Тем не менее, идея оказалась правильной. Поэтому и к созданию холдинга я отношусь толерантно". В компании Resmi group, одобряя в целом создание более эффективного и прозрачного механизма управления государственными активами, в то же время считают, что необходимо разработать правила выхода из состава государственного холдинга каких-либо компаний. "Войти можно всегда, вопрос в том, как выходить", - говорят в компании. Помимо этого предприниматели говорят о том, что необходимо определить максимально допустимую долю государственных компаний в ВВП страны, а также определить основные зоны, где наиболее целесообразно их присутствие в соответствии со стратегией индустриально-инновационного развития и безопасностью страны. Кроме того, особенно важным станет определение "зон ответственности", чтобы избежать конфликтных ситуаций с частным капиталом, в том числе иностранным, и исключить возможность ограничения конкуренции. Этого можно добиться, четко позиционировав проекты государственной холдинговой компании и частного бизнеса. В качестве позитивного примера представители компании Resmi group приводят опыт "Казахстанской ипотечной компании" и частных ипотечных компаний, где всем заинтересованным сторонам предельно ясны их зоны деятельности и ответственности. Президент Resmi group Кайрат Мажибаев называет создание государственного холдинга "очень серьезным проектом". "Частный бизнес хотел бы понять степень эффективности деятельности национальных компаний. Сколько они платят в бюджет, сколько реинвестировали, какие дивиденды, сколько получено прибыли. Все это сейчас происходит достаточно спорадически, и зависит от того, насколько топ-менеджеры сильны в корпоративной культуре, - считает г-н Мажибаев. - Мне кажется, основное условие подобного холдинга - установить нормальные корпоративные стандарты. Если этого изначально не предполагается, то его дальнейшая работа, а главное, целесообразность создания, будет вызывать большие вопросы". Деятельность государственного холдинга могла бы сгладить остроту конфликта интересов между государственными и частными компаниями. На этой функции холдинга особо настаивают участники рынка, чьи компании принимают участие в тендерах на предоставление услуг, которые периодически проводят нацкомпании. Не секрет, что сейчас существует прямая угроза ограничения конкуренции из-за того, что, имея дочерние фирмы, многие национальные компании привлекают только их для выполнения тех или иных работ. Существует негласное ограничение для доступа "постороннего" малого и среднего бизнеса в сферу обслуживания, хотя доступ частников мог бы создать конкуренцию и позволить устанавливать конкурентные цены. Очень важно, чтобы государство не ошиблось с правилами ведения холдингом своего бизнеса. Гарантом успешного корпоративного управления многие бизнесмены называют институт независимых директоров, который необходимо создавать в каждой из государственных компаний. Раимбек Баталов говорит, что в числе директоров должны быть не только чиновники, но и успешные бизнесмены. Авторитетное руководство необходимо, чтобы принять средне- и долгосрочную программу развития государственных компаний, что позволит обществу иметь ясное представление о будущем этих компаний.
| Читайте также: Temasek: пример для подражания
Национальная модель управления
|