Сначала этого года начинается реализация государственной программы реформирования и развития здравоохранения Казахстана до 2010 года. Основной ее целью является изменение существующей системы оказания медицинской помощи путем смены приоритетов в бюджетном финансировании. Минздрав в первую очередь предполагает усилить систему амбулаторного лечения, отделив ее от пунктов стационарной помощи в самостоятельную финансово-административную сеть. Расширение сети амбулаторий, или первичной медико-санитарной помощи, повысит, в свою очередь, государственный заказ на готовые лекарственные средства, и, по идее, может стать толчком в развитии отечественных производителей фармацевтической продукции. Ведь с увеличением количества медучреждений увеличится и объем госзаказов на их продукцию. Это означает рост рынка и рост не маленький, поскольку расти будет не только доля средств, направляемых на медицинскую помощь, но и доля бюджетных расходов на здравоохранение. Если прибавить к этому еще и рост ВВП, от которого будут вестись расчеты, то становится очевидным, что фармацевтическая отрасль имеет хорошие перспективы для своего развития.
Двойственность положения
Ситуация вокруг отрасли противоречива. Закон предоставляет приоритет казахстанским предприятиям, однако на деле преференции попросту не работают, а некоторые нормы, напротив, ставят отечественных производителей в худшие условия по отношению к иностранным компаниям. Казахстанским компаниям как бы предлагают дышать полной грудью, перекрывая при этом кислород.
Производители лекарственных средств имеют два основных канала реализации своего продукта - аптеки и госзакупки. Основное отличие в том, что аптеки при закупках руководствуются коммерческой выгодой, тогда как в тендерах, посредством которых осуществляется госзаказ, главными являются цена продукции и интересы отечественного производителя, которому по закону положены преференции. Именно за счет госзаказов и кормилось до последнего времени большинство отечественных предприятий. Доля казахстанских производителей в аптечной сети в 2004 году не превысила 2,5%. Их же доля в общих продажах, то есть включая госзакупки, составляет уже 10%. Другими словами, пока наш производитель не чувствует себя способным противопоставить иностранным производителям адекватную маркетинговую стратегию.
Реализация через аптечную сеть может быть достаточно большой, как, например, у павлодарского производителя - ТОО "Ромат", которое является одним из крупнейших отечественных производителей. "Ромат" реализует около 50% своей продукции через аптеки, однако брендированных лекарств среди них нет, поэтому продукция представлена в основном в низком ценовом сегменте, и в крупных аптеках зачастую не выставляется на витрину, занятую лекарствами зарубежных производителей.
Среди крупных производителей есть и такие, для которых госзакупки не являются основным способом сбыта продукции. Речь идет о самом крупном предприятии фармацевтической промышленности страны, ОАО "Химфарм", которое продает через госзакупки не более 10% своего общего объема продукции. "Мы реализовали в прямых тендерах лекарства на сумму не более 150 млн тенге. В то время, как общий объем продаж к концу 2004 года составил 2,2 млрд тенге", - говорит начальник отдела маркетинга и рекламы ОАО "Химфарм" Сыздык Баймуканов. Впрочем, "Химфарм" является исключением, поскольку большая часть средних и мелких производителей работают именно на госзаказ.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что даже в тендерных закупках условия для отечественных производителей не являются такими уж тепличными. По крайней мере, с точки зрения самого производителя. Все дело в формулировке "Правил организации и проведения государственных закупок товаров, работ и услуг", регулирующих условия тендеров. Согласно статье 37 (параграф 3), конкурсная комиссия "условно уменьшает цену конкурсных заявок потенциальных поставщиков, являющихся отечественными товаропроизводителями на определенный процент (сегодня это 20% - "ЭК")". Ситуация такова, что многие тендеры проводятся в областях, и объемы их не так велики. Поэтому производители часто перепоручают участие в тендерах своим посредникам. Однако в этом случае цена заявки уже не может быть уменьшена, т.е. на практике закон не исполняется. "В настоящих условиях нужно просто изменить формулировку, - считает г-н Баймуканов. - Нужно условно уменьшать цену продукции отечественных товаропроизводителей, а не цену конкурсных заявок, тогда у нас будет возможность получить реально действующий закон. Тем более, что во всех странах мира создаются приоритетные условия для отечественного производителя. Мы же не требуем каких-то особых преференций, но если есть закон, то он должен быть не декларативным, а реально действующим".
Существует и другая проблема, которая также заставляет сомневаться в представлении об отечественном фармацевтическом рынке как об оазисе для казахстанских производителей. В Казахстане установлен режим обязательной регистрации лекарственных субстанций, сырья, из которого затем производят готовые лекарства.
"На регистрацию субстанции уходит около полугода, - говорит директор ТОО "Ромат" Турарбек Ракишев. - Если я хочу приобрести одну тонну субстанции, то поставщик просто откажется, потому что небольшие объемы покупки требуют неоправданно больших затрат по времени для ее совершения. Причем реальная необходимость такой регистрации вообще отсутствует. По идее, она призвана защищать интересы потребителя, гарантируя качество произведенного продукта. Но если поставщик зарегистрировался, то это вовсе не означает, что следующая его партия не окажется бракованной. Мы, в свою очередь, имеем свою систему качества, и если партия не соответствует стандартам, мы ее вернем. Кроме того, мы должны сертифицировать готовую продукцию, а при использовании бракованного сырья это невозможно".
Фактически получается, что регистрацией субстанции (по сути - бюрократическая формальность) государство ставит отечественных производителей в менее выгодные условия, чем зарубежных. Кроме того, необходимость регистрировать субстанцию не дает возможности свободно менять поставщика в зависимости от рыночной ситуации. Производитель оказывается связанным с зарубежным поставщиком не только выгодой, но и пресловутой регистрацией.
Могла бы быть улучшена и ситуация в сфере поставок технологического оборудования в Казахстан. Анатолий Беркман, президент Ассоциации товаропроизводителей фармацевтической и медицинской продукции "Медфарм Казахстан", считает, что сегодня предприниматели не имеют стимулов для модернизации действующего оборудования или создания новых производств. "Необходимо снять НДС на импорт оборудования, которое поступает для производства новых или модернизации действующих технологических производств. Нам говорят, что речь идет о постепенной оплате, т.е. плату снимают с НДС на продукцию, производимую на этом оборудовании. Но все дело в том, что лекарственные средства этим налогом не облагаются, и, в результате, на таможне нужно отдать 16% единовременно. Когда предприниматель узнает, что машина по производству лекарственных средств стоит, условно, 70 тысяч долларов, но заплатить за нее придется 81 тысячу долларов, то желание покупать ее уменьшается, ведь сегодня банкам выгоднее кредитовать торговлю, чем производство", - говорит г-н Беркман.
Барьеры для развития
По классификации "Медфарм Казахстан", в республике по объемам производства можно выделить три группы производителей фармацевтической продукции. В первую группу входит "Химфарм", объемы которого в 2004 году составили 16 млн долларов, что соответствует 60% общего объема продукции, произведенной отечественными фармацевтическими предприятиями. Во вторую группу входят предприятия, объем производства которых не превышает 1 млн долларов в год. Это ТОО "Леовит", Алматинская фармацевтическая фабрика, Республиканский центр переливания крови и ТОО "Ромат". В третью группу входят все оставшиеся предприятия, с объемами в 300-400 тыс. долларов и меньше. Учитывая, что в Казахстане в целом действует не менее 40 предприятий, выпускающих лекарственные средства, то в третью группу попадает 35 компаний.
По мнению г-на Баймуканова, с реализацией программы развития системы здравоохранения количество предприятий в секторе значительно уменьшится. Дело в том, что со временем требования к качеству будут возрастать. После организации в Казахстане органа, отвечающего за сертификацию, лишь немногие смогут получить сертификат GMP, который является международным подтверждением качества производства фармакологической продукции. Фактически останутся только два-три производителя. Но г-н Беркман считает, что роль малого бизнеса не следует недооценивать. Напротив, именно к малому бизнесу нужно прислушаться, чтобы реально развивать фармакологическую сферу, да и экономику в целом. "Сегодня любое производство в Казахстане, за исключением сырьевого сектора, развивается субъектами малого и среднего бизнеса", - говорит он.
Анатолий Беркман выделяет четыре проблемы на пути развития небольших отечественных фармкомпаний.
Проблема первая - недостатки административного кодекса. Заключается она в том, что правоохранительные органы, проводя какие-то проверки, сразу прибегают к карательным санкциям. Административным кодексом предусмотрен ряд наказаний: предупреждение, приостановка лицензии, отзыв лицензии. Как правило, предупреждения практически не применяются, а сразу используются штрафные санкции. "Я считаю, что необходим дифференцированный подход по установке величины штрафов, - говорит Анатолий Беркман. - Тысяча долларов штрафа для того же "Химфарма" - это укус комара, а для мелкого производителя - это ситуация, близкая к банкротству".
Проблема вторая - отсутствие особых налоговых преференций. Производство лекарственных средств не облагается НДС, однако есть масса других налогов, которые соответствуют налогам торгового предприятия. При этом скорость оборота в торговле - месяц-полтора, тогда как в производстве - годы. "В Программе инновационного развития экономики Казахстана сказано, что налоговые льготы и преференции будут иметь национальные технопарки, - говорит г-н Беркман. - Есть фирма "Рауан", которая готова внедрять инновационные разработки казахстанских ученых. Она базируется в Шымкенте. А технопарк находится в Степногорске. Это что, в Степногорске такие льготы будут, а в Шымкенте нет? Если государство действительно хочет развернуть малый и средний бизнес в сторону производства, то важно сделать подход к налоговой системе дифференцированным. Так было до 1993 года, когда существовали льготы и преференции для тех, кто занимался производством. Тогда открывалось множество малых предприятий, кооперативов производственного профиля. После 1993 года эти льготы были отменены, что объяснялось плохими макроэкономическими показателями. Но сегодня это уже в прошлом, поэтому имеет смысл вернуться к прежним льготам".
Проблема третья - отсутствие закрытых тендеров. Сегодня отечественные производители не могут конкурировать с иностранными производителями, в том числе и по указанным выше причинам. Г-н Беркман предлагает ввести понятие "закрытого тендера для отечественных товаропроизводителей": "На них можно распределять заказы на лекарства, которые идут на здравоохранение. Естественно, нужно быть уверенным в качестве продукции. Но давайте поступим, как в России, где одним из условий участия является стандарт ISO-9000, который могут получить или уже имеют наши производители".
Проблема четвертая - отсутствие общественной экспертизы нормативных документов. Нормативные документы выходят без экспертизы со стороны заинтересованных общественных групп. В результате они остаются недейственными. В случае участия представителей производителей в законотворчестве можно избежать этой проблемы.
Эффект масштаба
Политика инновационного развития подразумевает наукоемкое производство, что важно и в сфере фармации. Главным является рынок специалистов, и Казахстан ими располагает. Существуют и собственные научные разработки. Например, НИИ Фитохимии, реализующий собственный препарат Арглабин, или "Ромат", который производит оригинальные препараты Рихлокаин и Ангакор и ряд препаратов противотуберкулезного действия. Госдепартамент США выделил казахстанской компании на разработку противотуберкулезных средств 800 тыс. долларов.
Эксперты сходятся в одном: для нормального развития фармакологии проводимая Казахстаном политика импортозамещения недостаточна. Нужно создавать экспортно-ориентированную отрасль. Рынка Казахстана недостаточно, чтобы создать мощное наукоемкое фармацевтическое производство. Только в том случае, если предприятия будут работать для ближнего и дальнего зарубежья, мы сможем получить современную высокотехнологичную конкурентную отрасль.
Во многом именно благодаря эффекту масштаба выигрывают зарубежные предприятия: чем больше объемы продаж, тем меньше цены за единицу продукции. Как утверждают эксперты Агентства маркетинговых исследований Vi-Оrtis, специализирующегося на исследованиях фармацевтического рынка, цены на отечественную продукцию в среднем хоть и ниже, чем зарубежные, не всегда являются самыми дешевыми. У западных производителей больше рынок сбыта, соответственно, больше и вал продаваемого товара. Это и позволяет им снижать цены на свою продукцию.
Казахстанские производители не нуждаются в создании тепличных условий (например, государственном заказе), поскольку цифры не так уж плохи: при первоначальном почти полном отсутствии производства готовых лекарственных средств довести за 10 лет долю в объеме рынка медикаментов до 10 процентов - совсем не маленькое достижение. Отечественное производство лекарственных средств растет и растет успешно.
Для поддержки отечественной фарминдустрии правительством РК с 1 января 2005 года отменен НДС на импорт сырья и упаковки, используемые при производстве лекарственных средств. Осталось также отменить на них таможенные пошлины и НДС на промышленное фармацевтическое оборудование, чтобы местные производители лекарственных средств получили на внутреннем рынке равные условия с зарубежными конкурентами. Сегодня их силы неравны: импорт в РК лекарственных средств зарубежных производителей не облагается НДС и таможенными пошлинами (последние предусмотрены только для витаминных препаратов).
Дальнейшие преференции со стороны государства, по мнению специалистов, должны выражаться в создании нормальных условий для экспорта. Что для этого нужно? Создать в государстве систему подтверждения соответствия фармпредприятий требованиям международного стандарта Надлежащей производственной практики (GMP) и выдачи соответствующих сертификатов, что предусмотрено Государственной программой реформирования и развития здравоохранения страны на 2005-2010 годы. Кроме того, необходимо договариваться с сопредельными государствами о благоприятных условиях для ввоза казахстанской продукции.
Однако производители не должны надеяться только на государство. "Нужно создавать отечественные бренды, - говорит Нурлан Адильбеков, маркетолог агентства Vi-Оrtis. - Западные лекарственные средства активно рекламируются, а рекламы отечественной продукции практически нет. Единственное исключение - это "Химфарм" со своим брендом SANTO. Думаю, выбранная предприятием маркетинговая политика позволит составить реальную конкуренцию западным компаниям".
Вывод на рынок нового бренда действительно приводит к хорошим показателям продаж. Брендированная продукция сейчас лидирует в своих группах, оставляя позади иностранные препараты. Пенталгин занял первое место по продажам среди брендированных анальгетиков. Цеф III - первое место в натуральном выражении среди препаратов своей группы. Учитывая, что рекламировать их начали только с начала 2004 года, результат весьма показательный. Компания уже планирует выпуск новых брендированных продуктов - Панкрим, Тромбокард и Авитамицин.
Сегодня "Химфарм" остается единственным предприятием, экспортирующим свою продукцию в другие страны. В 2004 году доля экспорта в общем объеме произведенной продукции предприятия составила 10%, а к 2008 году компания планирует довести ее до 20%. Среди стран, в которые осуществляется экспорт, - Узбекистан, Киргизия, Украина, Прибалтика и Грузия. Компания планирует расширять географию, включив в нее все страны СНГ.
"Наша стратегия развития ориентирована на то, чтобы оптимизировать продуктовый портфель путем создания конкурентных брендов, а также на освоение новых производств, - говорит Сыздык Баймуканов. - Сейчас мы производим лекарства в форме таблеток, капсул, инъекционных растворов, бальзамов, настоек. В будущем планируем освоение производства мазей. Мы производим препараты, на которые истек срок патента, так называемые дженерики. Цена на такие препараты падает сразу в два раза, а потребитель получает достойное лекарственное средство".
Директор предприятия "Ромат" г-н Ракишев убежден, что "с точки зрения ожидаемого вхождения в ВТО, экспортный рынок очень важен, потому что сработает эффект масштаба, цена будет дешевле". Одно дело Казахстан, другое - Россия, с рынком, который в 10 раз больше нашего. Если мы будем работать только на внутренний рынок, российские предприятия отнимут у нас рынок, будь у нас до этого в распоряжении хоть все сто процентов казахстанских потребителей и госзаказов". Отечественным компаниям необходимо работать на открытом рынке, реализуя продукцию через аптеки и завоевывая зарубежные рынки. Пересмотр собственной стратегии становится для них вопросом выживания.