Надежда на себя

Олег Хе
17 января 2005, 00:00

С экономической точки зрения наступивший год обещает стать для Казахстана годом инновационного развития и полноценной интеграции страны в глобальную экономику

2005 год - стартовая площадка, которая может позволить Казахстану совершить давно ожидаемый выход на внешние рынки. Казахстан уже давно вынашивает планы по вступлению в ВТО. Членство можем получить уже в конце года. По крайней мере, эту дату пока никто не отменял. И последние сводки из Женевы, где продолжаются переговоры, наводят на мысль, что готовиться нужно всерьез: "Казахстан выходит на завершающий этап переговорного процесса по вступлению в ВТО... Завершены двусторонние переговоры по доступу на рынок товаров с Японией, по промышленным товарам - с Бразилией... Близки к завершению переговоры по промышленным товарам с Австралией, по сельскохозяйственным товарам - с Европейским союзом".

Пугаться особо нечего, успокаивает правительство, будет еще переходный период. Года на три он растянется. Но и расслабляться не стоит: рынок все равно придется открывать для иностранных товаров и услуг. Таможенные барьеры, возведенные государством для защиты внутреннего производителя, будут неумолимо ликвидированы под давлением внешних сил. Эти силы легко представить: необязательно знать зарубежных лоббистов и промышленников в лицо, достаточно, что нам до боли знакома их продукция, расфасованная в красочные упаковки. Швейцарский Nestle, молдавский Cabernet, немецкий Gabor... Причем импорт можно встретить не только на прилавках. AIG - в страховании, ABN-Amro и HSBC - в банковской сфере. Продолжать можно долго.

У каждой зарубежной торговой марки есть неоспоримое качество и немалая армия почитателей, причем в большинстве своем из высокооплачиваемой категории населения. Но самое главное их преимущество перед казахстанскими производителями - узнаваемый бренд. Историю компании, к которой потянутся миллионы покупателей, к сожалению, за десять лет не написать. А именно столько исполнилось большинству устойчивых казахстанских предприятий, появившихся на заре перехода республики к рыночной экономике.

Какое приданое готовим

Не хочется думать, что иностранный бизнес захватит львиную долю потребительского рынка и расставит своих игроков во всех ключевых отраслях казахстанской экономики. Но ведь в нефтяном секторе такое случилось (добычу раздали, а теперь остается самим развивать нефтепереработку), значит, есть пища для размышлений. Отличный пример для подражания - Китай. Вступил в ВТО, но позиции свои на внутреннем рынке не сдал. Скорее, наоборот. А все потому, что политика была принципиальной и настойчивой. Руководство Китая при вступлении в ВТО, к примеру, подняло очень высоко планку для открытия филиалов и "дочек" иностранных банков, защитив тем самым свой финансовый сектор.

И нам нужно подстраховаться. Ведь Казахстан со своим экономическим ростом остается одним из самых привлекательных рынков на постсоветском пространстве. Реальный рост ВВП в текущем году официально запланирован на уровне 8%, и 9% - по оценке Азиатского банка развития. Тогда как в России, по оценке МЭРТ, прогнозируется рост на 6,8-6,9%; в Кыргызстане, по оценке МВФ, - 6,6%. Это те страны, с которыми Казахстан неплохо интегрирован и стремится осваивать их рынки. Зарубежные инвесторы понимают, что, придя в Казахстан, можно использовать отлаженные схемы сотрудничества (те же казахстанские банки, создав дочерние структуры в соседних странах, обеспечивают расчеты своих клиентов, ведущих транснациональный бизнес) для освоения регионального рынка.

Вместе с ростом ВВП увеличивается платежеспособный спрос казахстанцев. Реальные денежные доходы населения в январе-июне 2004 года выросли на 13,4%. Заработная плата в октябре прошлого года увеличилась на 21,1%. Это еще один привлекательный штрих перспектив нашего рынка.

Плюс - отношение к иностранным инвесторам. Оно у нас очень лояльное. Летом 2005 года глава государства проведет очередное заседание Совета иностранных инвесторов. На одном из таких заседаний в прошлом году президент пообещал учитывать рекомендации иностранных инвесторов при налогообложении нефтяных операций. То есть каждый раз сюрпризы, и каждый раз - приятные. "В настоящее время в республике разработаны и реализуются государственные программы, определяющие развитие базовых отраслей, финансовой инфраструктуры и содействующие привлечению иностранных инвестиций", - сказал "Эксперту Казахстан" председатель Национального банка Анвар Сайденов. Наиболее значимыми программами, реализация которых может существенным образом повлиять на потоки иностранных инвестиций, по его словам, являются:

- государственная программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), предметом которой является обоснование и согласование мер по эффективному освоению ресурсов углеводородного сырья, содержащегося в недрах КСКМ. Реализация программы началась с разработки блоков Аташский и Тюб-Караган, проекта нефтепровода Казахстан-Китай и будущего направления Актау-Баку (в рамках БТД);

- стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2003-2015 годы, определяющая четкие задачи для достижения устойчивого развития страны.

Предполагаются налоговые преференции, и в 2005 году они будут законодательно оформлены для несырьевых отраслей, где нам опять же придется работать с иностранным капиталом. К примеру, в рамках реализации программы развития лесопромышленного комплекса Казахстана обсуждается создание совместных с итальянцами предприятий в деревообрабатывающей и мебельной промышленности.

Бронепоезд на запасном пути

Когда речь заходит о противостоянии иностранному капиталу, то сразу возникает вопрос: насколько конкурентоспособен отечественный бизнес? Власть обозначила, какие усилия будут сделаны с ее стороны, чтобы повысить самодостаточность внутренних производителей. Реформы будут проведены в энергетике и тарифной политике. В 2005 году правительством запланировано введение розничного рынка электроэнергии и услуг, что повлияет на тарифы и, возможно, позволит предотвратить безудержный их рост, сделав цены на электроэнергию сбалансированными. Что касается тарифной политики в целом, то власть намерена пересмотреть механизмы и методики расчета тарифов с целью создания конкуренции в различных отраслях. Таким образом, будут заложены условия для дальнейшей либерализации естественных монополий. Эти меры создают благоприятные условия для функционирования местной промышленности, поскольку электроэнергия и железная дорога являются важными составляющими в себестоимости продукции.

Нельзя также сбрасывать со счетов заявленную главой государства модернизацию управления национальными компаниями. Все идет к тому, что власть одной рукой хочет повысить ответственность государственного сектора экономики и ограничить его степень влияния, другой - расширить поле деятельности для частных компаний. Ведь именно последние будут играть важную роль в конкурентной борьбе с иностранными промышленниками и осваивать новые рынки сбыта, которые откроются после вступления Казахстана в ВТО и создания зоны свободной торговли на постсоветском пространстве. В частности, 2005 год должен стать годом формирования полномасштабной зоны свободной торговли на территории стран ЕЭП. К 1 июня текущего года будут подготовлены проекты 29 документов, необходимых для формирования единого экономического пространства между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Украиной. Если все пойдет так, как задумывалось, то экспорт казахстанского капитала в ближайшие страны, начавшийся два года назад, расширит свою географию и масштабы.

Точками роста, на которые государство делает ставку, должны стать кластеры. Они, как бронепоезд на запасном пути, должны создать резерв, чтобы избежать так называемой голландской болезни. Продукция глубокой переработки, произведенная в кластерах, есть тот товарный ресурс, которым Казахстан хочет гордиться и выгодно продавать. Но амбиции должны подкрепляться созданием цивилизованных норм ведения бизнеса внутри страны. Мало привлечь наукоемкие технологии, нужно иметь хороший кадровый потенциал, способный осваивать современные инженерные решения, внедрять качественный менеджмент. Сейчас с этим большие проблемы. Многие казахстанские предприятия до сих пор не готовы сертифицироваться по ISO, устранять слабости системы корпоративного управления и низкую производительность труда. Отсюда высокая степень их уязвимости.