Незаметное богатство

31 января 2005, 00:00

Редакционная статья

Мы страна изначально богатая. Возможно, в этом и наша проблема: богатство само пришло к нам в руки, вот только богатство это временно - минеральные ресурсы по определению не могут быть вечными, они исчерпаемы.

Говоря о структуре экономического роста, на ум сразу приходят доходы от сырьевого сектора экономики. Однако сейчас правительство постепенно приходит к пониманию того, что необходимо развивать и несырьевые отрасли. Однако все предпринимаемые, да и, пожалуй, предполагаемые в ближайшей перспективе экономические меры по развитию несырьевых отраслей, носят больше обобщающий, нежели конкретный характер. Да, мы предоставили льготы и преференции бизнесменам, работающим в сфере высоких технологий. Хотя результаты исследования, проведенного Центром маркетинговых и аналитических исследований и американской консалтинговой компанией J.E.Austin Inc. показывают, что наиболее перспективными направлениями развития экономики в стране считаются производство строительных материалов, текстиля, металлов и пищевых продуктов, а также туризм. И значит, помощь требуется в первую очередь именно этим отраслям. Вот только помощи этой нет.

Аксиома: правительство должно не только заниматься "тонкой настройкой" внутреннего рынка, но и создавать благоприятные условия для продвижения отечественных товаров на внешние рынки. Насколько успешно идет этот процесс, судить, наверное, бизнесменам. Но и неэкономическим взглядом видно, что наши границы закрыты. В том же Китае государственная поддержка позволила местным предпринимателям заполонить практически все страны мира продукцией собственного производства. Китайские чиновники поняли, что бизнесменам не нужно мешать продавать продукцию на экспорт, а наоборот, необходимо всячески стимулировать этот процесс, используя в том числе и административные ресурсы. В итоге внутренняя экономика достигла хороших высот, ведь экспорт - это новые потребители, расширение объемов продаж, налоги.

Еще один пример - Сингапур, чье правительство делало все возможное, предпринимало любые меры, лишь бы привлечь в страну иностранные инвестиции в высокотехнологичные отрасли. Мы выбрали Сингапур как образец для подражания при создании государственного холдинга, который бы управлял национальными компаниями. Вопрос нужен или не нужен этот холдинг, по-прежнему остается спорным. Что-то более реальное, более осязаемое наша страна перенимать не решилась. Хорошо бы подумать и над снижением себестоимости продукции. По этому пути изначально пошла Япония, обеспечив быстрый рост экономики в послевоенное время. Просто переложить хороший заграничный опыт на наши условия и удешевить при этом готовый товар, в том числе и за счет бюджета (почему бы нет, эффект не заставит себя ждать) - возможно, это было бы хорошим стимулом для отечественных производителей.

И, безусловно, Казахстану нужно активнее стремиться к созданию единого рынка на постсоветском пространстве, это в наших интересах. До сих пор на соседних рынках мы сталкиваемся с таможенными барьерами, взамен устанавливаем у себя аналогичные препятствия. Легко ввязываемся в "войну тарифов". Надо стремиться к открытию экономических границ, а без этого создается впечатление, что мы боимся конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках, оптимисты видят в будущем Казахстан в числе 50 наиболее конкурентоспособных стран. Если бояться конкурировать - зачем тогда мечтать попасть в этот список? Да, искреннее желание быть "страной мирового класса", по определению Майкла Портера, у Казахстана действительно есть. Но, может, для начала у нас появятся более скромные желания?

К примеру, спросите любого казахстанского фермера, доволен ли он, как правительство страны помогает продавать произведенную им сельскохозяйственную продукцию за границу, к примеру, в сибирские регионы России. Наверняка он скажет - нет, не доволен. Но ведь сельское хозяйство может и должно играть очень большую роль в формировании структуры экономического роста.

Получается, что государство не выполняет своей главной функции: оно с готовностью оперирует разными оптимистичными цифрами, жонглирует прогнозами, но практически не занимается практической, "приземленной" деятельностью. То, что экономический рост есть в принципе, не может не радовать: главное, что он есть вообще. Но было бы неплохо, если бы в ближайшей перспективе правительство страны озаботилось поиском скрытых резервов для экономического развития. Точнее даже, не скрытых, а ранее не использованных.