Ассоциация казахстанских мараловодов, в которую входят три алматинские и четыре восточноказахстанские фирмы, сменила приоритет в политике продаж. В этом году производители целебного сырья намерены реализовать основную долю товара на отечественном рынке.
В советские времена традиционным потребителем пантокрина являлись фирмы Южной Кореи, владеющие секретом изготовления омолаживающих снадобий на основе настоек и порошков из молодых рожек маралов и оленей. До 1991 года исключительным правом на реализацию всей продукции мараловодства обладало государство, которое в течение нескольких десятилетий удерживало цены на уровне 1,5 тыс. долларов за килограмм.
После распада союзной державы фермерам пришлось самостоятельно устанавливать торговые связи, невольно составляя друг другу конкуренцию. В результате, к середине 90-х годов прошлого века цена за килограмм пантов упала до 100 долларов, а после создания мараловодческой ассоциации смогла подтянуться только до уровня 250-300 долларов.
Однако и по такой цене торговля пантами в Южной Азии идет с трудом. По словам директора восточноказахстанского мараловодческого хозяйства "Парковое" Нурлана Тохтарова, корейцы безоговорочно возвращают весь, по их мнению, некондиционный товар, несмотря на то, что обработка срезанных рогов чрезвычайно трудоемка и затратна.
Чтобы поднять доходность отрасли, казахстанские мараловоды с этого года решили сделать приоритетным отечественный рынок. При этом постоянными потребителями целебного сырья станут такие крупные производства, как ОАО "Ульбинский металлургический завод", ОАО "Титано-магниевый комбинат" и корпорация "Казцинк". Лечебно-профилактическим учреждениям этих предприятий уже идут поставки и пантового бульона, обладающего свойствами эликсира, и препаратов, содержащих пантокрин. Правда, об условиях продаж мараловодческие компании пока не говорят.
Усть-Каменогорск