Расширенное заседание правительства, состоявшееся в первый день февраля, посвященное итогам работы за 2004 год и планам на год предстоящий, запомнилось оптимистичным отчетом премьер-министра Даниала Ахметова, констатировавшего, что с казахстанской экономикой все в порядке, и критичным выступлением главы государства Нурсултана Назарбаева. Президент в очередной раз потребовал от правительства определиться с тем, как должен развиваться малый и средний бизнес, какие составляющие должны быть у стратегии экономического роста страны, на что необходимо обращать внимание при проведении социальной политики. Многое из озвученного президентом участники заседания слышали и прежде, но, как критично заявил г-н Назарбаев, "ничего реального так и не было сделано".
Куда пойдем дальше. Мнение премьера
Даниал Ахметов в своем выступлении использовал популярные message, которые любили использовать и предыдущие премьер-министры. По г-ну Ахметову, "достигнутые макроэкономические показатели свидетельствуют о сохранении позитивного тренда в развитии страны". При этом премьер признает, что правительство "отчетливо понимает" - результативность работы должна определяться умением развивать факторы конкурентоспособности национальной экономики: "Наша цель - создание среды, стимулирующей отечественные предприятия в достижении конкурентных преимуществ на внутреннем и внешних рынках".
Премьер-министр озвучил неновую мысль, что приоритетными направлениями деятельности правительства должны стать макроэкономическая стабильность, дальнейшая либерализация экономики и развитие конкуренции через продолжение системных реформ, усиление открытости казахстанской экономики, реализация cтратегии индустриально-инновационного развития, программы развития села, развитие социальной сферы etc.
По подсчетам Даниала Ахметова, чтобы создать основу конкурентоспособной экономики, нужно, как минимум, в наступившем году обеспечить реальный рост ВВП по сравнению с прошедшим годом не менее чем на 7,9%, среднегодовой уровень инфляции не должен превысить 7%. Прогнозы, конечно, удивительны по своему реальному наполнению. Понятно, что инфляция не превысит озвученный уровень, учитывая, что в минувшем году этот показатель составил 6,7%. Премьер-министр должен быть оптимистом по определению, и прогнозы его обязаны свидетельствовать о том, что правительство как минимум постарается удержать ситуацию в стране на прежнем уровне, а то и улучшить ее.
Что касается дальнейшей либерализации экономики и развития конкуренции, то правительство продолжит свою деятельность по сокращению бюрократических процедур при реализации государственных функций. Заявление обнадеживающее, однако давно уже подмечена следующая закономерность: декларативные обещания ликвидировать бюрократию приводят к обратному результату - препятствий в работе бизнесменов только прибавляется.
В 2005 году, по планам правительства, будет завершен первый, или, если точнее, подготовительный этап реализации стратегии индустриально-инновационного развития.
Исполнение этого документа, убежден г-н Ахметов, будет сопровождаться "улучшением предпринимательского климата и созданием условий в виде необходимой бизнес-инфраструктуры, расширением партнерских отношений, большей открытости и внимания правительства к инициативам частного сектора". Кроме того, правительство намерено продолжить структурно-институциональное развитие систем научной и научно-технической деятельности, а также разработать новую редакцию закона "Об инновационной деятельности".
Г-н Ахметов также озвучил концептуальные принципы, которых, по его мнению, необходимо придерживаться кабинету министров. Во-первых, "важно, чтобы темпы системных преобразований носили опережающий характер". Во-вторых, в последовательном процессе трансформации "правительство будет и должно избегать как ренессанса директивного характера управления, так и другой крайности - минимизации государственного участия в формировании экономических условий". Несмотря на столь замысловатые формулировки, а может быть, благодаря им, так и осталось непонятным, каким собственно будет курс кабинета министров в 2005 году.
Более того, и резюмирующие итоги года ушедшего, и прогнозы на текущий год в докладе были составлены исключительно в повествовательно-информационном стиле, без попыток какого-то серьезного анализа стоящих перед страной задач и определения основных приоритетов развития. Фактически все свелось к перечислению набора количественных макроэкономических параметров, которые и вправду неплохи, но велика ли в этом заслуга кабинета министров, а не, к примеру, благоприятной конъюнктуры мировых цен на сырьевые ресурсы? В докладе премьера были добросовестно перечислены многочисленные программы, принятые правительством в прошлом году, а также планируемые к реализации в 2005 году. Но вот что интересно: ни слова не сказано о качественных характеристиках роста, а также о том, какие меры правительство планирует принять, чтобы снизить "сырьевую составляющую" экономического роста.
Как пойдем дальше. Мнение президента
Позитивно оценив в целом итоги социально-экономического развития за прошлый год, Нурсултан Назарбаев поделился тем, какими он видит задачи кабинета министров в 2005 году. Как выяснилось, задачи эти несколько отличаются от тех, которые изложил премьер-министр. Похоже, президент решил отныне оценивать эффективность развития страны, соответственно и работу кабинета министров, не только по количественным, а, прежде всего, по качественным показателям. Один из главных критериев - показатель конкурентоспособности. При этом в качестве приоритетных г-н Назарбаев называет программы, занимающиеся инвестициями в человеческое развитие. По его словам, с этого года начинается реализация ряда важных для страны программ в области социальных реформ, образования, здравоохранения, формирование "электронного правительства".
Сегодня акценты по реализации государственных программ смещаются на местный уровень. Поэтому необходимо продумать и механизм межрегионального взаимодействия. Глава государства также заострил внимание на необходимости разработки ясных и объективных критериев оценки результативности реализации программ и системы их мониторинга. "Главным критерием должен стать не столько процесс или объем затраченных средств, а реально полученный результат", - считает он.
Еще одной задачей, имеющей исключительное значение для экономики в целом, и качества человеческих ресурсов в частности, Нурсултан Назарбаев назвал обеспечение населения услугами Интернета. "По доступности этих услуг наша страна находится не в лучшем положении, а стоимость Интернета у нас неоправданно высока. О каком электронном правительстве и развитии информационных технологий может идти речь при таких высоких тарифах?" - сказал г-н Назарбаев. Но на этом не остановился, и скептически отозвался о широко разрекламированной идее "электронного правительства": "Мы много говорим об электронном правительстве, но если народ не пользуется компьютерами, какой толк в таком правительстве? Надо, чтобы Интернет реально использовался, надо учить население".
Кроме того, президент призывает правительство отказаться от работы по принципу "растопыренных пальцев", необходимы четкие и ясные приоритеты развития. Перед министрами поставлена задача к концу первого полугодия определиться с приоритетами, наметить те отрасли промышленности, которые будут стимулироваться государством в долгосрочной перспективе и определять специализацию страны в системе мировой экономики в будущем. Одной из таких конкретных мер стало поручение правительству в 2005 году привлечь 30 транснациональных компаний в обрабатывающий сектор. Чрезвычайно важной президент считает и реализацию программы развития национальной инновационной системы, в которой особое внимание, по его мнению, должно быть уделено становлению и развитию малого инновационного предпринимательства. Малый бизнес должен быть эффективно интегрирован в национальную индустриально-инновационную систему.
Касаясь проводимых в стране инфраструктурных реформ, Нурсултан Назарбаев достаточно жестко подверг критике деятельность на этом поприще как правительства в целом, так и отдельных министерств и ведомств. Еще один, ставший уже традиционным, повод для критики правительства - затягивание сроков принятия запланированных ранее программ. Кстати, похожие претензии президент высказывал еще в августе прошлого года, и программы, за некоторым исключением, назывались те же. Процесс реформирования и развития жилищно-коммунальной сферы как был, так и остается малоэффективным, непрозрачным и требующим кардинальных и системных мер по реформированию. Не разработана программа легализации теневого сектора. В качестве третьей наболевшей темы г-н Назарбаев назвал работу по созданию государственного холдинга по управлению госпакетами акций национальных компаний. Посетовав, что сами национальные компании весьма неохотно занимаются вопросом интеграции, президент потребовал от правительства более решительно преодолевать противодействие топ-менеджмента нацкомпаний.
В погоне за конкуренцией
Основная часть выступления президента была посвящена проблеме конкурентоспособности. По его мнению, "корень зла" следует искать в чрезмерной монополизации казахстанской экономики, в национальных компаниях и мегахолдингах, которые присутствуют практически во всех сферах деятельности. Тема борьбы с олигархами уже давно присутствует в выступлениях главы государства. "Национальные компании забыли, для чего они были созданы. Сейчас они представляют собой крупные холдинги, которые занимаются практически всеми видами деятельности, далекими от основной. Это приводит к неэффективности и непрозрачности в их работе. В структуре некоторых национальных кампаний существуют торговые дома, консалтинговые, страховые и финансовые предприятия, санатории, накопительные пенсионные фонды, телевидение, авиакомпании и другие подразделения", - заявил он.
Однако одними национальными компаниями президент не ограничился, повторив тезисы о необходимости разукрупнения крупного частного бизнеса. "Национальные компании перетягивают на себя деятельность, которая может быть осуществлена в конкурентной среде малым и средним бизнесом. По этим направлениям не отстают и крупные частные мегахолдинги и наши крупные банки. Они также активно участвуют в непрофильных для них секторах: гостиничном бизнесе, СМИ, сфере развлечений и отдыха, строительстве, охранной деятельности. В результате этого не остается места для развития малого и среднего бизнеса, здоровой конкуренции. Происходит монополизация отдельных секторов и отраслей экономики с вытекающими отсюда негативными последствиями. Уже целые города оказываются под влиянием одной мегахолдинговой компании", - такой диагноз поставил казахстанской экономике президент. "Мы должны говорить о конкуренции. Конкуренция - это развитие, конкуренция - это качество. Конкуренция - это конкурентоспособность. Поручаю правительству произвести инвентаризацию непрофильных видов деятельности национальных компаний, мегахолдингов, продумать систему их передачи в конкурентную среду. Естественно, на рыночных условиях", - заявил г-н Назарбаев.
Он еще более заострил на этом внимание, заявив, что "вопрос развития конкуренции должен встать на первое место в работе правительства". А также подсказал возможный сценарий действий, напомнив, "с какой решительностью правительство США реорганизовало Microsoft только лишь за подозрение в намерениях ограничить конкуренцию".
Однако многие казахстанские экономисты и предприниматели не вполне разделяют мнения, высказанные президентом. Прежде всего, потому, что спичрайтеры, умышленно или нет, смешали два понятия - нетранспарентность деятельности и структуры собственности и многопрофильность. Закрытость бизнеса как в вопросах собственности, так и в вопросах финансово-хозяйственной деятельности действительно становится одной из главных проблем казахстанского бизнеса. Она реально снижает его эффективность, международный рейтинг, влияет на доступ к дешевым зарубежным кредитам, а, следовательно, и на конкурентоспособность. Проблема транспарентности бизнеса вполне решаема в действующем правовом поле. Необходима лишь политическая воля. А многопрофильность и "всеядность" крупных частных компаний - это, скорее, издержки роста, попытка бизнесменов минимизировать собственные риски. Вспомните, в России финансовые структуры в конце прошлого века так же активно скупали промышленные и другие активы. Однако буквально за несколько лет произвели реструктуризацию, обозначили приоритеты своего развития, распродали непрофильные активы, не говоря уже о тех сферах деятельности, которые можно передать в аутсорсинг. Этот процесс идет там и сейчас. Последний пример - АФК "Система", которая продала свои нефтяные активы.
Национальные компании и банки сами достаточно быстро придут к такому пониманию бизнеса, и подгонять их сейчас вряд ли нужно, потому что спешка и непродуманность обычно приводят к жалким последствиям. До сих пор правительство не смогло обеспечить достаточный и постоянный переток капитала из добывающего и финансового сектора в обрабатывающий. И если сейчас в рамках таких мегахолдингов обеспечивается хоть какой-то приток инвестиций в обрабатывающую промышленность и в сектор капиталоемких услуг, то после их "оптимизации" особо рассчитывать на развитие приоритетных сегментов экономики не придется.