Защитить инвестиции

Дмитрий Глумсков
25 апреля 2005, 00:00

Приобретение компании БИТЕЛ стало первым инвестиционным проектом "Сеймара" в Киргизии. Председатель правления инвестиционной группы "Сеймар" Ерлан Сейсембаев рассказал, с какими рисками может столкнуться инвестор в этой стране, а также оценил перспективы судебных разбирательств вокруг собственности сотового оператора.

- Ерлан Калиевич, как начинался проект по приобретению компании БИТЕЛ? Сейчас в Киргизии говорят о спешной распродаже активов, якобы принадлежащих членам семьи Аскара Акаева. В частности, компанию, которую вы купили, активно записывают в собственность его сына Айдара...


Ерлан Сейсембаев

- Что касается проекта, то для инвестиционной группы "Сеймар" интересны любые коммерческие проекты, будь то банковская сфера, промышленность или телекоммуникации. Не могу сказать, что до покупки БИТЕЛ Киргизия не интересовала нашу компанию. Поступало много предложений, но нас не устраивал масштаб бизнеса. Когда появилась реальная возможность обсудить перспективы приобретения крупнейшего в стране оператора сотовой связи, мы вступили в переговоры с юридическим консультантом компаний Kyrgyz Mobil Tel Limited, Flaxendale Holdings Limited и George Resources Limited, которые контролируют 100% акций БИТЕЛ. Произошло это в июле прошлого года, поэтому говорить о какой-либо поспешности нет смысла. Кому принадлежал БИТЕЛ - Айдару Акаеву или кому-то другому - нам не интересно. Я лично с господином Акаевым не встречался. Мы обсуждали возможность приобретения компании с представителем акционеров, имеющим право на заключение любых сделок, вплоть до продажи полного пакета акций. Провели аудит компании, пришли к пониманию того, что бизнес БИТЕЛ нас устраивает. Рынок телекоммуникаций в последние годы стабильно растет и усиленно капитализируется. Оценив этот рынок как перспективный, имея за плечами опыт инвестиционного консультирования компании "Кар-Тел", владельца торговой марки K'Mobile, инвестгруппа приняла решение завершить сделку и купить акции БИТЕЛ. Сделка по приобретению БИТЕЛ - это, во-первых, получение прибыли от деятельности оператора сотовой связи, и его дальнейшая капитализация. Лишь по случайному совпадению процесс покупки совпал с революционными событиями в Киргизии.

- Не возникло желания отказаться от приобретения акций, когда в Киргизии сменилась власть?

- Сначала нас это, скажем так, насторожило. Но ситуация немного стабилизировалась, и мы решили завершить начатое. Безусловно, политические риски есть, но если бы компания, аффилированная с инвестгруппой, начала откладывать подписание договора о покупке акций, этой сделки в итоге могло бы и не быть вообще. Еще раз скажу, что мы внимательно изучали компанию БИТЕЛ еще с июля 2004 года. Крупная инвестиционная компания никогда не пошла бы на сомнительную сделку, которая могла бы нанести серьезный удар по имиджу. Приход в Киргизию - выверенное и обдуманное решение, и мы абсолютно уверены в правильности подобного шага.

- Цену сделки не назовете?

- Мы не публичная компания, поэтому не обязаны, как, например, "Вымпелком" в истории с приобретением "Кар-Тел", открывать сумму сделки. Законодательством предусмотрено понятие коммерческой тайны.

- Но сумма инвестиций уже озвучена?

- Да, это 50 млн долларов, которые поступят в течение двух-трех лет и пойдут на развитие сети, покупку новых базовых станций, оптимизацию существующей технической базы, обучение персонала. БИТЕЛ пока развивается по своей прежней стратегии, но я думаю, что в ближайшее время она будет пересмотрена. Замечу, что политика инвестиционной группы "Сеймар" - никогда не вмешиваться в оперативную деятельность приобретенной компании. Мы выставляем в стратегии цифры и ставим соответствующие цели менеджменту. Нет стремления всех выгнать, поставить новых людей, ведь подобное дестабилизирует обстановку внутри компании. К примеру, выручка БИТЕЛ в прошлом году составила 32 млн долларов. В этом году, учитывая текущий рост компании, мы планируем получить примерно 50-60 млн долларов, хотя можно ожидать определенный спад притока новых абонентов. Существующих абонентов компании мы заверили в том, что тарифные планы меняться не будут. Никто не собирается врываться в стратегию компании, врываться на рынок, мгновенно менять условия игры.

- Перспективы судебных разбирательств с компанией Fellowes, предъявившей свои права на владение БИТЕЛ, вас не пугают?

- Ситуацию, связанную с иском компании Fellowes, мы изучали. Этот судебный иск не имеет перспектив. По условиям опциона, который, как утверждают представители этой компании, дает им право называться собственниками БИТЕЛ, акции должны были быть выкуплены до 1 декабря 2003 года. Если первоначальный владелец опциона, фонд IPOC, не находит денег на приобретение акций до указанного срока, документ теряет силу. Fellowes, выкупивший опцион у IPOC, также не купил сотового оператора до 1 декабря. Опцион закончился по их вине. На волне революции, пользуясь нестабильностью в стране, Fellowes подали иск в киргизские судебные инстанции и добились решения об аресте акций и имущества БИТЕЛ. Это тактический ход с их стороны, один из способов зарабатывания денег.

Киргизия столкнулась с типичным рейдером, который различными методами сбивает стоимость приглянувшейся компании, надеясь купить ее за более низкую цену. Мы прекрасно знаем ситуацию, в том числе с IPOC. Для нас стало неожиданностью, что они вообще подали подобный иск, учитывая юридическую необоснованность их претензий. Тем не менее, киргизский суд принял решение, которое мы намерены оспорить. С нашей стороны все сделано законно и максимально прозрачно. Скажу, что риски есть. На уровне чуть меньше среднего. Первоочередная задача сейчас - освободить компанию от внешних рейдеров, стабилизировать ситуацию и защитить свои инвестиции.