Игры избранных*

Ирина Галкина
29 августа 2005, 00:00

Накануне президентских выборов политики играют на противоречиях общества и пытаются быть рационализаторами. Именно от того, какой оборот примут предвыборные дебаты и как далеко зайдут конкуренты в своих обещаниях, во многом зависит будущее Казахстана

19 августа Конституционный совет принял исторически важное решение: вторые выборы по Основному Закону от 1995 года состоятся в первое воскресенье декабря 2005 года. Наконец страна получила единственно правильный ответ на несложный вопрос. Обоснование было виртуозным: "Это не является сокращением срока полномочий действующего главы государства, вступившего в должность 20 января 1999 года, поскольку в соответствии с пунктом 1 ст. 41 Основного Закона президент избирается сроком на семь лет, а не вступает в должность на семь лет".

"Постановление вступает в силу со дня его принятия, обжалованию не подлежит, является общеобязательным на всей территории республики и окончательным", сомнений в том, что мажилис не согласится с вердиктом Конституционного совета, фактически нет. Тем более что именно депутаты нижней палаты парламента инициировали рассмотрение вопроса о дате президентских выборов в "последней инстанции". Это означает, что уже до второго воскресенья сентября мажилис окончательно утвердит дату проведения выборов и начнется регистрация кандидатов в президенты.

Действующий президент Нурсултан Назарбаев собирается баллотироваться на предстоящих выборах. И без конкурентов, имеющих разный политический вес, он не останется. Уже сегодня понятно, что на пост президента будут претендовать лидер предвыборного блока Жармахан Туякбай, председатель оппозиционной партии "Ак жол" Алихан Байменов, сенатор Уалихан Кайсаров, скандально, по его мнению, проигравший последние выборы в сенат.

Безусловно, важным представляется вопрос, обеспечат ли власти в декабре 2005 года честную конкурентную борьбу. Но нас не меньше интересует, станут ли предстоящие выборы судьбоносными для дальнейшего развития страны.

Оттягивать некуда

Для нынешнего главы государства выборы-2005 - самый удачный политический сезон. Экономика страны пять лет находится на подъеме. По классификации Всемирного банка Казахстан вошел в группу стран со средним уровнем дохода. За последние десять лет денежные доходы населения возросли в 5 раз, в 6 раз увеличилась среднемесячная зарплата, почти в 5 раз увеличился среднемесячный размер пенсии. Депозиты физических лиц в банках возросли в 35 раз. В 2005 году ВВП на душу населения в долларовом эквиваленте достигнет трех тысяч. Власть уже поставила перед собой амбициозную задачу - превратить Казахстан в одну из динамично развивающихся стран мира с высокими стандартами жизни.

Если оторваться от статистики и проанализировать, что в стране предпринимается для улучшения жизни народа, то делается на самом деле немало. Впервые за многие годы наметился настоящий социальный перелом. С 1 июля этого года, как продекларировано в послании президента народу, на треть поднята заработная плата учителям, врачам, работникам культуры и социального обеспечения, а также государственным служащим. Более чем в два раза повышены размеры стипендий студентам вузов и учащимся заведений среднего профессионального образования. От государства всем пенсионерам назначена базовая пенсионная выплата в размере 3 тыс. тенге. Увеличен минимальный размер заработной платы до 9,2 тыс. тенге. На 50% образовательные гранты заменили образовательные кредиты - таким образом больше студентов сможет получать образование за счет государства. Более того, теперь не сто лучших студентов, а 3 тысячи смогут ежегодно получать образование в ведущих вузах мира в рамках президентской программы "Болашак".

На 2006-2007 годы также планов громадье - государственная поддержка будет обеспечена малообеспеченным семьям и семьям, имеющим детей, инвалидам. Работники бюджетной сферы и госслужащие с 2007 года получат еще 30%-ную надбавку к заработной плате.

Беспрецедентная социальная программа, инициированная президентом, удивительным образом совпала по времени и с финансовыми возможностями государства, и с предстоящими президентскими выборами. Помощь действительно пришла вовремя - те же бюджетники вообще не были избалованы вниманием государства к своим проблемам. А потому к такому широкому жесту электорат вряд ли останется равнодушным.

Президент, как гарант Конституции, де-факто получит поддержку еще и от НПО. Как известно, Нурсултан Назарбаев обратился в Конституционный совет с просьбой рассмотреть на предмет соответствия Конституции законопроекты "О деятельности международных и иностранных некоммерческих организаций" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам некоммерческих организаций". Эти законопроекты, устанавливающие тотальный контроль за деятельностью НПО, вплоть до требования ежегодно публиковать в СМИ информацию о своих учредителях, составе имущества, источниках формирования и сметы расходов, вызвали критику со стороны не только самих НПО и некоторых политических партий, но и со стороны МИДа. Несмотря на это, парламент проголосовал за законы и направил их на подпись главе государства. Нурсултан Назарбаев сразу мог наложить вето, но обратился в Конституционный совет, который в итоге признал принятые парламентом законы, регламентирующие деятельность НПО, не соответствующими Конституции страны. Не только отечественные НПО, но и международная общественность восприняли эту новость с удовлетворением, что, несомненно, положительно отражается на имидже казахстанской власти.

Однако оппозиционные партии не склонны определять политический климат в стране как благоприятствующий перевыборам Нурсултана Назарбаева. Лидер предвыборного блока "За справедливый Казахстан" Жармахан Туякбай, например, уверен, что после прошлогодних выборов в мажилис политический климат в стране целиком определяется противостоянием между властью и демократическими силами. Сегодня это принципиальное противостояние, по его мнению, достигло максимального накала, своей высочайшей точки. "Мы убеждены, - говорит бывший генеральный прокурор страны и экс-спикер мажилиса, - что с нынешней властью страна оказалась на краю катастрофы, и намерены ликвидировать эту порочную систему. Правящий режим мобилизует все силы, чтобы любой ценой продлить свою власть. К сожалению, ситуация продолжает обостряться по причине того, что власть активизирует грубое давление на всякое инакомыслие в Казахстане".

Алихан Байменов, возглавляющий демократическую партию Казахстана "Ак жол", также считает, что в политике климат резкоконтинентальный: поляризация между демократическими силами и властью продолжается, и создается ощущение, что страна катится к возможной дестабилизации. "Власть говорит только о своих достижениях и старается не замечать реальных проблем страны, в числе которых коррупция, расслоение общества на бедных и богатых и постепенная утеря доверия граждан к своему государству. И то, что реальный диалог политических сил не налаживается, это следствие политики власти", - убежден г-н Байменов.

Президент и его конкуренты

Культивируемая в обществе идеологема "наш президент - вне конкуренции", сегодня в качестве идеологического оружия уже не годится. "У действующего президента цель - все построить, все наладить, и чтобы все работало при нем. У меня - все построить, наладить, чтобы все работало без меня, - говорит сенатор Уалихан Кайсаров, уже объявивший в кулуарах о том, что намерен баллотироваться на пост президента. - Независимо от того, буду президентом я или кто-то другой, система должна быть построена таким образом, что любой пришедший после меня президент, посягающий на основные принципы демократии или свободы человека, не добился бы ничего, кроме импичмента. Сейчас все держится на личности Нурсултана Абишевича. На перспективу это стратегически опасно".

Победа Нурсултана Назарбаева в декабре 2005 года очевидна не для всех, особенно в оппозиционном лагере. По мнению Алихана Байменова, в стране есть достаточное количество политических деятелей, которые имеют реальные шансы на победу в президентской гонке. Но здесь важно условие - честная конкуренция. "Я говорю не о честном подсчете голосов, а о создании равных условий в предвыборный период, - подчеркивает лидер "Ак жол". - Если президент имеет доступ ко всем СМИ, то любого самостоятельно действующего политика вырезают из новостных лент и не печатают в газетах. В стране нет ни одного независимого телеканала, поэтому судить о том, кто из конкурентов сильнее, не приходится".

Оппозиция, чтобы усилить свои шансы в победе на выборах, уже давно приняла стратегическое решение - выдвинуть единого кандидата. Но ликвидация партии "Демократический выбор Казахстана" (ДВК), раскол в партии "Ак жол" заметно ослабили оппозицию. Предвыборный блок "За справедливый Казахстан" объединяет коммунистов, политиков закрытого по решению суда ДВК, осколки других, уже давно несуществующих оппозиционных объединений вроде Республиканской народной партии, а также отпочковавшийся от "Ак жола" "Настоящий Ак жол". В руководящий состав блока включены 57 человек, в том числе осужденные по уголовному законодательству экс-премьер Акежан Кажегельдин, находящийся за границей, и бывший государственный чиновник Галымжан Жакиянов, отбывающий наказание в местах лишения свободы. Еще 20 марта представители оппозиции определили Жармахана Туякбая своим единственным кандидатом на предстоящих выборах главы государства.

Г-н Туякбай вообще считает, что станет серьезным конкурентом Нурсултану Назарбаеву: "В данном случае дело не в персоналиях. Реальные шансы победить на предстоящих выборах президента будет иметь любой единый кандидат от демократических сил. Потому что казахстанцы будут голосовать не столько за него, сколько против всех пороков нашей жизни - бедности, несправедливости, коррупции, произвола чиновников, чудовищного социального расслоения. Именно в этом будет залог нашей победы".

И хотя здесь объединились основные силы оппозиции, Жармахана Туякбая вряд ли можно считать единым кандидатом от демократических сил. Самостоятельно в выборах будет участвовать Алихан Байменов. Возможно, выставит свою кандидатуру Заманбек Нуркадилов, который хотя и присутствовал при выдвижении Туякбая в качестве единого кандидата, однако обязательств, что не выдвинет свою кандидатуру, не давал. А это означает, что произойдет распыление голосов протестно настроенного электората.

Осложняет ситуацию то, что оппозиция на самом деле очень слаба и разрознена (у ее представителей противоположное мнение). Директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев полагает, что оппозиция недостаточно готова к выборам, и тому несколько причин. Во-первых, оппозиция слишком поздно стала объединяться - это нужно было сделать еще два-три года назад. Во-вторых, Туякбай не созрел для главной роли оппозиционного лидера - он слишком долго был во власти, и электорат знает его больше как первого человека в мажилисе, чем первого человека в стане оппозиции. Безусловно, активно разъезжая по стране в последнее время, он пытался создать себе новое реноме, но это мероприятие вряд ли можно считать успешным. "И Жармахан Туякбай, и Алтынбек Сарсенбаев долгое время были серыми кардиналами, - говорит Досым Сатпаев. - И им трудно трансформироваться в публичных политиков. Они не могут повести за собой людей". В-третьих, слабость оппозиции обусловлена спецификой политической системы Казахстана. Она строилась таким образом, что в ней не находилось место оппозиции. "Власть всегда относилась к политической конкуренции как к потенциальной угрозе", - говорит г-н Сатпаев.

Заглянуть в завтра

То, что страна нуждается в модернизации, совершенно очевидно. Если в экономике достижения, и достаточно серьезные, есть, то в политике этих успехов нет. Примеры других стран показывают, что невозможно рассчитывать на долгосрочное экономическое развитие, если в государстве параллельно не проводятся политические реформы.

Это прекрасно понимают и президент, и его оппоненты. Только представления о необходимых переменах часто расходятся. Нурсултан Назарбаев считает, что нужно повышать статус Национальной комиссии по вопросам демократизации (НКВД) и рассматривать ее как главную площадку для гражданского диалога. А оппозиция бойкотирует ее работу и начинания, настаивая на прямом общении с главой государства. Или, например, президент уверен, что стабильность Конституции - стабильность общества. Он согласен с тем, что "некоторые изменения в закон могут вноситься", а демократические силы настаивают на полноценной конституционной реформе. Они подготовили собственный проект новой Конституции, принятие которого, вероятно, станет центральным пунктом предвыборной программы блока "За справедливый Казахстан". Главное отличие предлагаемого Основного Закона от действующего - изменение формы правления с президентской на парламентско-президентскую. "Всемерно укрепляя представительскую власть народа, мы срываем ореол "святости" и "мессианства" с самого понятия власти, - заявил "Эксперту Казахстан" Жармахан Туякбай. - Казахстанцам пора научиться смотреть на власть так, как на нее смотрят во всем мире - как на сугубо прикладной механизм, который призван обеспечивать все условия для благополучной и предсказуемой жизни граждан. У власти, у государства не может быть других задач, кроме служения обществу. И людям нужно научиться спрашивать со своей власти по всей строгости, постоянно искать пути, как лучше ее контролировать и совершенствовать".

В качестве президентской программы политической модернизации можно рассматривать инициативы Нурсултана Назарбаева, выдвинутые на внеочередном съезде партии "Отан" в июне прошлого года. Это и усиление роли парламента, и формирование правительства на основе парламентского большинства, и повышение статуса Счетного комитета и ЦИК. Однако вряд ли это выступление может составить основу предвыборной платформы. Президент наверняка предложит что-то новое, чего мы от него еще не слышали. Не исключено, что часть инициатив оппозиции, как это бывало уже не раз, президент возьмет в свой арсенал и на будущие выборы.

Пока готовых предвыборных программ нет - над ними работают политтехнологи и партии. И потому трудно спрогнозировать, какое будущее нам предложат кандидаты в президенты. Но уже сегодня ясно, что от президента потребуются "архитекторские" способности.

Директор Казахстанского института социально-экономической информации и прогнозирования Сабит Жусупов считает, что власть совершенно напрасно не прислушивается к тезису необходимости перемен: "Социологические замеры показывают, что более 75% населения страны нацелены на перемены. И этот показатель особенно высок среди бизнес-структур".

По мнению Досыма Сатпаева, будущей власти предстоит определить механизм взаимодействия с оппозицией: "Совершенно очевидно, что НКВД эту функцию не выполняет. Конечно, демократические силы можно игнорировать и дальше, но это опасно, если учесть, что у казахстанской оппозиции есть поддержка за рубежом в виде лоббистских структур. Власть должна понимать, что лучше конструктивная оппозиция, нежели радикальная".

Второе, что нужно сделать - решить вопрос с принципами формирования партийной системы. Повысить политическую культуру в обществе, если население не участвует в политических процессах, невозможно. Нужно не только создавать условия для появления политических партий, но и условия для их существования. Если будет реальная свобода предпринимательства, тогда можно будет говорить и о свободе политических организаций, и о свободе СМИ.

Третье: власть встанет перед острой необходимостью обеспечить реальную политическую конкуренцию. Роль парламента невозможно поднять без представительства в нем различных партий. Безусловно, нужно менять Конституцию и увеличивать количество мест в парламенте. Только когда парламент превратится в полноценного участника политических процессов, усилится его влияние в обществе и появится доверие к нему населения.

* Материал написан при условии, что мы всерьез воспринимаем политические игры и искренне верим, что та расстановка сил, которая сложилась на политической карте страны - не искусственно-марионеточная, а вполне реальная.