Преодоление депрессии

Наталья Тажбенова
29 августа 2005, 00:00

Казахстан имеет все шансы стать одной из ведущих стран в мире в области виноградарства и виноделия. Этому способствует благоприятный климат и биологический состав почвы. Отечественные виноградари, пережившие затянувшийся кризис, готовы развивать несколько направлений в своем бизнесе

мире существует не так много стран, особенности почвы и климатические условия которых позволяют выращивать промышленный виноград, в дальнейшем используемый для изготовления вина. В прошлом году члены Международного комитета виноделов включили Казахстан в список государств с динамично развивающейся и перспективной отраслью - виноградарство и виноделие. Республика оказалась на седьмом месте среди стран постсоветского пространства, обладающих собственными виноградниками и винодельческой промышленностью. Этот факт ставит Казахстан в равные условия с государствами, имеющими развитую инфраструктуру виноделия, насыщающую собственные рынки и ориентированную на экспорт. Однако местные виноградари не в состоянии и на треть насытить спрос на внутреннем рынке, потребность которого на сегодня 250 тыс. тонн винограда в год. Недостаток конечного винного продукта, составляющий в среднем 70%, восполняется за счет импорта, зачастую далеко не самого лучшего качества, и винными напитками из низкосортного сырья отечественного производства.

Взлет и падение

Несмотря на то что Казахстан не обладает историческими традициями в отрасли виноградарства и виноделия, за тридцать лет ее существования, начиная с середины 50-х годов, отечественное виноградарство добилось значительных успехов и достигло своего расцвета. К 1985 году с каждого гектара виноградари получали урожай в 200-250 тонн, достигнув, таким образом, уровня знаменитых калифорнийских хозяйств. А винодельческая промышленность выпускала целый ряд высококачественных ординарных и марочных вин, которые поставлялись на экспорт. Основными областями, производившими виноградную культуру, были юг Казахстана и предгорья Заилийского Алатау. Губительная для отрасли государственная антиалкогольная кампания 1985-1990 годов причинила серьезный вред отрасли. Невостребованность винограда за эти годы загубила сырьевую базу. Окончательный удар нанесла проводимая в 90-х годах программа приватизации, когда виноградники были разделены на наделы и попали в руки непрофессионалов, скупающих не производство, а земли.

- В 1995 году я выступал против политики приватизации, - вспоминает директор винзавода "Дионис", автор вина "Бибигуль" Рудик Мнацаканян. - Нельзя было так бездумно отдавать земли виноградников в руки частников. Виноградарство - отрасль, которая всецело должна находиться под патронажем государства, осуществляющим контроль качества продукта на всех этапах производства. Без систематизированной государственной политики можно проиграть не только в качестве вина как конечного продукта, но и значительно снизить объемы его производства".

Сегодня из 26 тыс. га бывших виноградников продукт выращивается лишь на 12 тыс. га, остальная земля принадлежит частным крестьянским хозяйствам, которые не в состоянии вкладывать деньги в трудоемкое и очень рискованное сельскохозяйственное производство. По словам заместителя директора КазНИИ плодоводства и виноградарства Эдуарда Маденова, крестьянам выгоднее выращивать картофель, который дает урожай уже на следующий год после посадки и не требует серьезной материально-технической базы. "Виноград же дает урожай только через пять лет. Один раз в два-три года из-за природных факторов бывает неурожайный год, предугадать который невозможно", - говорит г-н Маденов. Многие крестьяне, оказавшись не в состоянии рассчитаться по долгам за кредит, уже после первого неурожайного года в спешном порядке меняют профиль производства, выбирая менее рискованные и более прибыльные культуры. Большая часть бывших виноградных площадей сейчас используется либо под другие сельскохозяйственные нужды, либо остается невостребованной. По словам специалистов, тенденция сокращения плантаций будет сохраняться до тех пор, пока крестьянам не будет оказана поддержка со стороны государственных органов. К примеру, в Молдавии крестьянским хозяйствам выдается беспроцентный кредит сроком на 5 лет, до первого урожая, и только после этого срока по кредиту выставляются процентные ставки. В 2001 году правительством Казахстана была утверждена Программа восстановления и развития виноградарства и виноделия на период до 2010 года. Но уже через два года стало ясно, что программа не может быть реализована, поскольку не имеет под собой прочной материально-технической базы. В этом году Союзом виноделов Казахстана подготовлена и направлена на рассмотрение в правительство новая программа, которая предусматривает развитие промышленного виноградарства и приближение его к уровню 1985 года по показателям валового сбора.

Количество против качества

По мнению генерального директора ТОО "Бахус" Артуша Карапетяна, одной из основных преград для развития винодельческой отрасли в Казахстане является непродуманная законодательная база. Закон РК "О государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции", разрешивший производство и выпуск так называемых винных напитков, буквально оторвал виноградарство от виноделия. Производство винных напитков предполагает использование только 50% натурального винного продукта, 50% воды, красителей, эмульгаторов, ароматизаторов и этилового спирта. Винные напитки составляют 30-40% от общего объема производимой отечественными винзаводами продукции.

- Ни в одной цивилизованной стране мира не производят винные напитки. Однако наше государство все еще идет по пути наименьшего сопротивления, и многие наши производители находят прибыль там, где потребитель теряет здоровье. К счастью, в обществе возрождается культура пития. Потребитель становится более искушенным и требовательным в вопросах качества предлагаемых им спиртных напитков, - говорит г-н Карапетян.

Естественно, что затраты на производство натурального винного продукта гораздо выше, чем на производство винных напитков. Многие производители предпочитают, снизив затраты на закупку винограда и технологический процесс, получать быструю прибыль, равную той, которая идет от продажи высококачественного вина, имеющего к тому же длительный сезон изготовления.

По словам г-на Мнацаканяна, Казахстан должен отказаться от выпуска винных напитков, особенно учитывая предстоящее вступление государства в ВТО, когда качество отечественной продукции должно иметь приоритетное значение. Выпуская натуральный высокотехнологичный продукт, производители будут заинтересованы в возрождении виноградников и в увеличении валового сбора. До тех пор, пока доминирующим звеном будут напитки, не имеющие к вину никакого отношения, виноградарство в стране развиваться не будет.

Такой точки зрения придерживаются в основном крупные виноделы, такие как "Бахус", "Иссык", "Дионис", "Молчанов и Ко", "Капланбек", "Vincom", имеющие в своем производственном подразделении виноградники и виноградоперерабатывающие заводы. Их позиция на рынке ясна. Скупая земли под виноградники, они преследуют две основные цели. На первом месте стоит вопрос качества сырья. Никто из них не хочет становиться заложником сомнительного винограда, предлагаемого мелкими частными виноградарями. Имея свои плантации, производители уверены в том, что урожай был выращен с соблюдением всех технологических требований, прошел лабораторный контроль на всей стадии созревания. Во-вторых, производители должны иметь стабильные поставки, а крестьяне не дают никаких гарантий. С другой стороны, свое сырье покрывает нужды крупных производителей вина не более чем на 30%. Остальной виноград все-таки приходится покупать у близлежащих хозяйств. Эту проблему виноделы решают путем усовершенствования техники, привлечения специалистов и контроля за циклами роста и созревания на соседних крестьянских плантациях. Мелкие производители, не имеющие четкой стратегии в покупке и переработке винограда, скупают сырье, отнюдь не всегда имеющее лабораторный сертификат качества, по бросовым ценам. Кстати, из четвертой части отбракованной санитарными службами винной продукции 85% занимают именно вина и винные напитки местных производителей второго и третьего порядка (годовые обороты которых не превышают 500 тыс. долларов). Остальную долю отбраковки занимает импортная винная продукция.

В единстве - сила

- Один фермер затрачивает огромные средства на удобрения, пестициды, следит за тем, чтобы его виноград не болел, а его сосед, тоже фермер, не считает нужным вкладывать деньги в удобрения и лечение винограда. Естественно, что все болезни и вредители так или иначе перейдут на виноградники первого. Поэтому фермерам необходимо кооперироваться, чтобы были соблюдены интересы каждого хозяйственника, - считает Рудик Мнацаканян.

- В идеале все крестьянские хозяйства должны объединяться в кооперативы и диктовать скупщикам свои условия, а не идти у них на поводу. Только таким образом можно заинтересовать производителей вина вкладывать средства в виноградарские хозяйства, - говорит Эдуард Маденов. По сути, те, кто выращивает виноград, получают прибыль в 10-15 раз ниже, чем те, кто разливает винный продукт в бутылки. Виноделы снимают финансовые сливки, не ощущая на себе последствий неурожайного года и других неблагоприятных факторов.

По словам специалистов, самый известный и наиболее приемлемый в казахстанских условиях способ решения этой проблемы - это кластерная система производственных отношений. Тем более что винный кластер определен президентом Казахстана как один из приоритетных в республике. Прецедентов по его созданию в стране еще не было. В настоящее время в Южно-Казахстанской области начал создаваться кластер на базе бывшего флагмана казахстанского виноделия на юге - совхоза "Капланбек". Под его началом планируется объединить множество частных крестьянских хозяйств, перерабатывающие заводы и заводы по розливу вина. Подобные кластеры существуют только в трех странах мира: США, Канаде и Франции. И самым крупным из них считается Калифорнийский кластер, который включает в себя несколько тысяч независимых виноградарей и 680 винных погребов.

Системообразующим элементом в любом кластере является государство, с помощью которого выстраивается цепочка законченного производственного цикла (это касается всех подразделений кластерного договора): основной кластер занимается непосредственно выращиванием, переработкой винограда и разливом и хранением вина; причастный кластер - НИИ плодоводства и виноградарства, питомниководческие хозяйства, санэпидслужбы, биохимические лаборатории, образовательная база; вспомогательный кластер - дистрибьюторские сети, специализированные магазины и супермаркеты. Государство помогает создавать централизованные переработческие центры, контрольные антимонопольные комитеты на местах, обеспечивает производителей гибкими кредитными ресурсами, осуществляет страхование рисков. Также на базе кластера необходимо создание продовольственной корпорации (по принципу существующей Госпродкорпорации у зерновиков), которая обеспечивала бы рынок сбыта сырья и готовой продукции. На сегодняшний день самым слабым звеном в республике является причастный кластер. В НИИ плодоводства и виноградарства, к сожалению, осталась небольшая группа специалистов, которые занимаются НИОКР в области селекции. Специализированные факультеты в вузах, которые готовят агрономов и технологов винодельческой промышленности лишены полноценной материально-технической базы. По словам г-на Мнацаканяна, нынешние выпускники аграрных и технологических вузов дезориентированы в ситуации, они хотят зарабатывать, не представляя, насколько виноградарство и виноделие сложная и трудоемкая отрасль. В целом же ситуация по созданию кластера весьма перспективна.

Прибыль или удовольствие

Общий объем рынка вина в Казахстане составляет 75 млн долларов. Львиная доля принадлежит импортной продукции. Однако, по мнению виноделов, Казахстан не только способен, но и может стать его экспортером. Уже сейчас нашими виноградниками заинтересовались немецкие и итальянские инвесторы, готовые вкладывать деньги в производство винограда, который станет "давальческим сырьем". После его переработки на Западе вино попадет на прилавки Казахстана и, возможно, других стран, в том числе и европейских.

- Неважно, кто будет осуществлять контроль за всеми циклами производственного процесса (иностранные или местные виноделы), неважно, кто выступит инвестором. Иностранный капитал только ускорит развитие отрасли, а государство получит крупные налоговые отчисления, - говорит г-н Маденов.

Есть и другой путь развития отрасли, который профессионалы называют "французским". Многие состоятельные казахстанцы готовы вкладывать деньги в виноградники и миниперерабатывающие предприятия, но не для получения прибыли. Их позиция объясняется модным веянием, которое сейчас распространено в Европе и США: выпускать для ограниченного пользования высококачественные вина под собственным брендом. Потенциальные виноделы намерены привлекать зарубежных специалистов по виноделию. В качестве рабочей силы выступят местные крестьянские семьи, для которых будут созданы достойные условия работы и проживания. Дорогое увлечение имеет своей целью создание частных винных погребов и элитных марочных вин именного происхождения. Специалисты уверены, что такие формы хозяйствования помогут вывести Казахстан на мировой уровень виноделия.