25 августа в Китае завершились многодневные войсковые учения "Мирная миссия - 2005", в которых приняли участие боевые подразделения из России и Китая. В качестве наблюдателей были приглашены главы оборонных ведомств государств-участников Шанхайской организации сотрудничества. При этом делегации от США и стран НАТО в "Мирной миссии" не участвовали. О масштабах совместных учений, которые прошли впервые с 50-х годов прошлого века, говорят озвученные представителями двух стран боевые задачи. В ходе только одного этапа учений отрабатывались нанесение ракетных и артиллерийских ударов по морским целям, поиск и уничтожение подводной лодки условного противника, отражение воздушного нападения условного противника на группировку кораблей России и Китая. Во время учений, проходивших в акватории Желтого моря, у побережья Шаньдунского полуострова, осуществлялись пуски противокорабельных ракет с самолетов морской авиации, а также с надводных кораблей и подводной лодки. The Financial Times назвала эти учения "совместной демонстрацией силы сверхдержавы прошлого и сверхдержавы будущего", сумевшими вступить в соперничество с Соединенными Штатами, единственной сверхдержавой дня сегодняшнего, отставив в сторону собственные противоречия.
Проводя учения, думай о Тайване
Выбор места для учений, полуострова Шаньдун, находящегося в географической близости от Тайваня, не случаен. Представители Народно-освободительной армии Китая (НОАК) не скрывали, что, отрабатывая якобы боевые задачи по освобождению от террористов захваченных территорий, китайские военные моделировали возможность военного вторжения на Тайвань. О том, что подобное может произойти, если Тайвань не примет самостоятельного решения примкнуть, как ранее Гонконг, к материковому Китаю, говорят многие аналитики. Говорят они и о том, что попытка этого вторжения может привести к началу третьей мировой войны, так как независимость Тайваня готовы отстаивать своими боевыми подразделениями США, а Китай, устами генерал-майора НОАК Чжу Чэнху, пообещал применить в этом случае ядерное оружие.
Зачем Китаю Тайвань? Помимо легко просчитываемого геополитического превосходства, а также удовлетворения лично китайских политических амбиций, нельзя не отметить и экономическую составляющую. Ведь Тайвань находится на третьем месте в мире по объему золотовалютных резервов. На первом месте Япония, на втором - Китай. И если объединить финансовый капитал КНР и Тайваня, то Китай автоматически становится экономическим лидером в Азиатско-Тихоокенском регионе. И этот факт не может не беспокоить США и Японию.
До последнего времени никто не говорил о том, что Россия может выступить на стороне Китая в этом противостоянии. Прошедшие учения, помимо явно выраженного политического противостояния между Китаем и Россией, с одной стороны, США - с другой, за право господствовать в регионе, стали для Министерства обороны России прекрасным поводом показать в деле новейшие военно-технические разработки российского ВПК и рассчитывать в будущем на поступление контрактов от других государств на их приобретение. Однако складывающийся на глазах альянс, как видится, при активном развитии событий поставит Россию перед необходимостью выбирать между участием в боевых действиях и наблюдением за тем, что происходит у ее восточных границ.
"Эти беспрецедентные военные учения не означают, что официальный союз России и Китая становится неизбежным, - считает старший сотрудник Heritage Foundation Питер Брукс. - Однако они означают новую, более теплую фазу в российско-китайских отношениях. А растущее политическое и экономическое влияние Китая в сочетании с военной мощью России могут содействовать возникновению потенциально сильного антиамериканского блока. В настоящее время Пекин и Москва создают в Азии такой политический порядок, который не предусматривает Америку на вершине политической пирамиды. Ставки в Азии - учитывая исламистский терроризм, ядерную программу Северной Кореи и конфликт в Тайваньском проливе - очень высоки. Вашингтон и его друзья не должны терять время в решении проблемы крепнущей китайско-российской дружбы".
Меры противодействия
США, также без особого восторга рассматривающие вероятность военного конфликта в Азии, предпочитают действовать более спокойными методами, благо технология внедрения демократии отработана уже в нескольких странах. Конечно, Китай с его крепким партийным устройством и исторической неприязнью к США - достаточно сложная цель для проведения очередной "цветной" революции. Однако страны, граничащие с Поднебесной, к примеру, Вьетнам, более лояльны к американцам, что позволяет последним формировать антикитайский азиатский блок.
По мнению Питера Брукса, Соединенные Штаты должны продолжать укреплять взаимоотношения со своим союзником Японией для обеспечения баланса сил в Северо-Восточной Азии и подтолкнуть Токио к улучшению взаимоотношений с Москвой ради ослабления российско-китайских связей.
Озаботились революционными проблемами и в КНР. Председатель КНР Ху Цзиньтао потребовал от своих чиновников ограничить "деструктивное влияние Запада" на китайских граждан, прежде всего на молодежь и военнослужащих. По уже сложившейся среди авторитарных президентов традиции, Ху Цзиньтао потребовал запретить финансирование западными фондами китайских неправительственных организаций, которые могут стать "предвестниками" революции. Можно упомянуть и о том, что к существовавшим ранее запретам на употребление в национальном эфире иностранных слов и трансляции зарубежных передач, добавился запрет сдавать в аренду теле- и радиочастоты телекомпаниям из США. Ужесточены требования к качеству преподавания в высших учебных заведениях, чтобы не допустить распространения либеральных взглядов среди студентов. Власти опасаются и за стабильность в областях Китая, заселенных преимущественно малыми народностями, особенно в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, чьи жители исторически известны своими сепаратистскими настроениями и намерением создать Восточный Туркестан.
Киргизия на перепутье
В начале июля этого года на саммите глав государств ШОС принята декларация, в числе прочих условий рекомендующая США и странам антитеррористической коалиции, действующей в Афганистане, определиться с временем пребывания на территории Киргизии и Узбекистана военных авиабаз. Узбекистан уже потребовал от американских военных в полугодовой срок покинуть авиабазу Ханабад. Ситуация с авиабазой "Манас", расположенной в 30 км от столицы Киргизии Бишкека, более сложна. Президент Киргизии Курманбек Бакиев декларацию подписал, но во время визита в Бишкек министра обороны США Дональда Рамсфелда заявил, что авиабаза останется в стране до тех пор, пока ситуация в Афганистане не стабилизируется. Коллеги Бакиева по ШОС уже длительное время пытаются убедить киргизского лидера, что в Афганистане давно все спокойно, однако интрига остается. Пытаясь лавировать между Китаем, Россией и США, Киргизия выторговывает себе дополнительные экономические и политические условия.
Нельзя не отметить и тот факт, что многие представители высшего руководства Киргизии, пришедшие к власти после мартовской революции, стали известны именно благодаря своим антикитайским настроениям. Нынешний генеральный прокурор страны Азимбек Бекназаров создал себе оппозиционный имидж, протестуя против передачи Китаю 90 тысяч гектаров киргизской земли пограничного района Узенги-Кууш. Массовые акции сподвижников Бекназарова завершились расстрелом мирной демонстрации в марте 2002 года вблизи села Аксы, гибелью шести мирных жителей и добровольной отставкой тогдашнего премьер-министра страны Курманбека Бакиева. Поэтому сейчас официальный Пекин вынужден нивелировать свое негативное отношение к тому, что Киргизия не может определиться с выбором стратегического партнера, чтобы не допустить среди киргизских чиновников появления новых антикитайских высказываний и требований пересмотреть условия договора о государственной границе с Китаем.