Если верить статистическим данным, в настоящее время в республике работают 2,6 тыс. предприятий среднего и 103,3 тыс. малого бизнеса. При этом доля микробизнеса, где работает до 10 человек, в действующих предприятиях малого бизнеса доходит до 86,9%, численность занятых в них составляет 50,4%. Количество работающих в малом бизнесе на начало сентября текущего года составило 627,6 тыс. человек. Серьезная цифра, свидетельствующая о том, что представители МСБ занимают не последнее место в структуре отечественной экономики, а значит, требуют хоть толики внимания со стороны властей.
Правительство Казахстана не раз и не два предпринимало меры, которые можно трактовать как заботу чиновников о развитии малого и среднего бизнеса. Играя роль старшего брата, власть придумывала различные законопроекты, объявляла налоговые амнистии, заверяла в том, что буквально сегодня (или как минимум завтра) взаимоотношения между государством и бизнесом будут осуществляться по принципу "одного окна". Время шло, но все оставалось и остается по-прежнему. Предприниматели говорят о коррупции, о немыслимых бюрократических барьерах. Развитие малого бизнеса тормозят высокие налоги. Начинающий бизнесмен вынужден полагаться исключительно на собственные силы. Также мешает становлению малого и среднего бизнеса печальная практика, связанная со стремлением представителей государственных органов, особенно регионального уровня, решать проблемы с бизнесом не в соответствии с законом, а по собственному усмотрению.
В этой связи внушающими надежду на лучшее выглядят заверения министра индустрии и торговли Сауата Мынбаева в том, что он (а значит, и возглавляемое им ведомство) понимает текущие проблемы предпринимателей и готов помочь в их решении. Тут и объявленная возможность бюджетного финансирования субъектов малого и среднего бизнеса в период их становления, и упорядочение процесса проведения проверок.
Шагом вперед можно назвать и внесение на рассмотрение парламента законопроекта "О частном предпринимательстве". При всех минусах этого законопроекта следует признать: правительство попыталось сделать подарок реальному сектору экономики. Да, к сожалению, текст документа не позволяет говорить о том, что государство отказывается от контроля над предпринимателями, снижает налоговое бремя, борется с коррупцией etc. Закон о частном предпринимательстве не раскрыл ряда важных положений, и он нуждается в доработке. Но тем не менее документ, который в случае его одобрения заменит сразу несколько законов о предпринимательстве, действующих на сегодняшний день, стал стартовой площадкой для широкого обсуждения проблем взаимоотношений между бизнесом и властью.
Это обсуждение дало возможность понять: "маленькие" бизнесмены с каждым днем набирают силу и уже готовы участвовать в государственных играх. Крупный бизнес давно научился играть в политику. Малый бизнес тоже хотел играть, но не мог, полномочия не позволяли. Государство отвело субъектам МСБ роль налогоплательщиков, не более того. Теперь же, почувствовав изначальную энергию предпринимателей, Астана начала концентрировать ее в своих руках, дабы воспрепятствовать использованию этой энергии оппонентам действующей власти. Сужение поля, создание единой республиканской ассоциации предпринимателей (взамен ныне действующих, которых насчитывается более десятка), которая в частностях готова лоббировать интересы правительства, но в целом будет поддерживать действия власти - идеальное решение для установления контроля над МСБ. Что особенно важно не только накануне президентских выборов, но и в преддверии выполнения предвыборных обещаний главы государства. Ведь уже в 2006 году власти необходимо показать, что экономика страны стабильно растет. И предприятия малого и среднего бизнеса в случае создания для них благоприятных условий для развития могут этот самый рост и продемонстрировать.