"Сибнефть" приходит по-английски

Ирина Галкина
3 октября 2005, 00:00

Главная интрига вокруг переговоров российской нефтяной компании с американской BNB Munai состоит не в том, на каких условиях будет совершаться сделка о приобретении акций последней. Интересно, усилит ли она позиции России в Каспийском регионе

Акционеры российской " Сибнефти" ведут переговоры о приобретении американской компании BNB Munai, занимающейся добычей нефти в казахстанском секторе Каспия. Это далеко не самая крупная компания - ее рыночная капитализация составляет 225 млн долларов. Оценочная стоимость выставляемых на продажу активов относительно мала - около 330 млн долларов. Что стоит за желанием "Сибнефти" войти в Казахстан вслед за " ЛУКОЙЛОМ" и " Роснефтью"? На этот и другие вопросы "Эксперту Казахстан" отвечает заведующий отделом геоглобалистики и экономической безопасности Казахстанского института стратегических исследований Маулен Намазбеков.
Маулен Намазбеков

- Насколько серьезными могут быть намерения "Сибнефти" купить нефтяные активы в Казахстане?

- Активизация деятельности российских компаний в казахстанском направлении, в частности "Сибнефти", на мой взгляд, обусловлена рядом проблем в развитии российского нефтегазового комплекса, которых легче избежать, нежели решить в краткосрочной перспективе.

Во-первых, происходит естественное качественное ухудшение сырьевой базы вследствие отработки в первую очередь наиболее доступных и хорошо подготовленных месторождений.

Во-вторых, наблюдается продолжающееся ухудшение структуры запасов - доля "трудноизвлекаемых" уже достигла 55-60% и продолжает расти.

В-третьих, около 80% разведанных нефтяных запасов расположены в удаленных северных районах страны, что сильно осложняет добычу и увеличивает стоимость транспортировки сырья к перерабатывающим предприятиям и конечным потребителям.

В-четвертых, слабые трубопроводные транспортные системы на перспективных экспортных направлениях. Увеличение добычи без появления новых рынков сбыта и возможностей для транспортировки становится бессмысленным.

В-пятых, Россия находится в списке самых дорогих стран-нефтепроизводителей и критически зависит от притока инвестиций. К примеру, по расчетам Международного энергетического агентства, до 2030 года общий объем вложений в российскую энергетику должен составить порядка 935 млрд долларов США (в ценах 2000 года). Это примерно 35 млрд долларов в год. При этом годовой размер инвестиций в российскую энергетику, по оценкам экспертов, составляет около 25 млрд долларов. Из них чуть более 20 млрд долларов приходится на нефтегазовый комплекс.

Необходимо также отметить, что современный период развития Российской Федерации характеризуется активизацией действий государства по консолидации контроля в энергетическом секторе. Формирование так называемого ядра государственной экспансии и контроля, куда входят ОАО "Газпром" в тандеме с рядом лояльных нефтяных компаний, набирает темпы.

- Реально ли для российской компании в случае проявления интереса к американскому активу в Казахстане выдержать конкуренцию со стороны китайских нефтяных гигантов, которые ставят своей целью утвердиться на казахстанском рынке, забирая себе привлекательные проекты?

- Позиции российских нефтяных компаний в Казахстане достаточно прочные. Россия на сегодняшний день наиболее видимо присутствует в Каспийском регионе. Этому способствуют в первую очередь как исторические обстоятельства, так и тесное сотрудничество на политическом уровне. На сегодняшний день потенциал влияния России в Каспийском регионе наиболее мощный, и во многих аспектах он вряд ли может быть превзойден кем-либо из других игроков в среднесрочной перспективе, в том числе Китаем.

Но при этом нельзя не учитывать долгосрочные перспективы. КНР хотя и медленно, но достаточно уверенно занимается укреплением своих позиций в нефтяном секторе Казахстана. Если российская сторона не будет предпринимать решительных мер относительно каспийского направления в рамках своей энергетической политики, китайские нефтяные компании могут ей составить серьезную конкуренцию.

- Сможет ли данная покупка (или перспектива совершить подобные приобретения в Казахстане) изменить инвесторский расклад в нефтяном секторе Каспия, относящегося к юрисдикции Казахстана?

- Как будут развиваться события, пока неясно. А потому возможны два сценария.

Усиление российского присутствия, на мой взгляд, возможно лишь в том случае, если компания "Сибнефть" будет приобретена компанией "Газпром", которая намерена привлечь самый крупный кредит в истории России - 12 млрд долларов США для покупки акций "Сибнефти". В этом случае владельцами BNB Munai будет выступать крупнейшая российская госкомпания "Газпром", обладающая достаточными ресурсами для укрепления позиций в нефтегазовом секторе Казахстана.

Согласно второму сценарию, влияние российской стороны на изменения инвесторского расклада минимальны. Это обусловлено тем, что главным акционером "Сибнефти" является британская управляющая компания Millhouse Capital. И ее действия в основном направлены на увеличение стоимости акционерного капитала и приобретение инвесторами новых активов. Согласно ряду источников, вероятно, что переговоры о приобретении BNB Munai ведутся не от имени "Сибнефти", а от имени Millhouse Capital. И в этом случае достаточно сложно будет говорить об укреплении российских позиций, так как компания Millhouse Capital британская.