Желание вступить

3 октября 2005, 00:00

Редакционная статья

Казахстан пытается стать членом Всемирной торговой организации без малого десять лет (в следующем году ожидается юбилей многотрудных переговоров на эту тему). Год 2006-й может оказаться и счастливым. Если предсказание Нурсултана Назарбаева верно, то уже через несколько месяцев нас все же примут в свои ряды почти 150 членов ВТО. Зачем нам нужна эта организация - вопрос, пожалуй, из прошлого века. И г-н Назарбаев, и г-н Ахметов ("важнейшей задачей предстоящего периода является скорейшее вступление Казахстана во Всемирную торговую организацию") свой выбор уже сделали. Нынешние общемировые тенденции диктуют - надо входить в глобальный экономический рынок, работать вместе с другими странами, открывать внутренние рынки для иностранных товаров. И быть готовыми к тому, чтобы конкурировать с зарубежными производителями.

Но с последним - проблема. Да, политически мы хотим в ВТО, хотя особо и не понимаем, зачем нам это нужно. Престижно, наверное. Но экономически... Практически все отечественные производители утверждают, что предстоящее вступление в ВТО непременно негативно отразится на их торговых оборотах и приведет к снижению роста производства, массовой безработице и прочим социально-экономическим ужасам. Звучит даже такое определение, как "социальный взрыв".

Очевидно, что большинство подобных заявлений - попросту желание прикрыть собственное неумение работать по рыночным стандартам. Однако есть и здравое зерно. По сути, Казахстану нечего предложить сейчас на мировом рынке, кроме продукции добывающих отраслей промышленности. Поэтому открытость внутренних рынков других стран - не более чем интересные долгосрочные перспективы. Но вот собственный внутренний рынок, особенно пищевую промышленность и аграрный сектор, мы можем обрушить в одночасье.

Соседний Китай, к примеру, член ВТО уже пять лет и умело этим пользуется. Киргизия, тоже входящая в эту организацию, завалена китайскими товарами, но никаких заградительных мероприятий (специальные таможенные пошлины или запрет на ввоз продукции) предпринять не может: правила ВТО не позволяют. Чтобы не допустить подобного развития событий (не обязательно со стороны Китая), участники переговорного процесса от Казахстана стараются выторговать определенные льготы и преференции, позволяющие наиболее безболезненно вступить в ВТО. Пока не завершился процесс переговоров, необходимо твердо решить для себя: готовы ли мы полностью открыть свой рынок или есть необходимость защищать какие-либо промышленные направления. Должен ли Казахстан отстаивать национальную безопасность, как это с успехом делают США, и собственные интересы или же безвольно поддаться правилам игры внутри ВТО.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов является установление экспортно-импортных тарифов. Казалось бы, этот процесс должен происходить на паритетных началах. Но в структуре казахстанского экспорта преобладают энергоносители либо сырье, импортные пошлины на которые чрезвычайно малы или вообще нулевые. Поэтому никакого облегчения для экспорта и, как следствие, увеличения экспортных потоков, вступление в ВТО не принесет. Более привлекательный момент - появится реальная возможность разрешать торговые споры с выгодой для себя, благо внутренние документы ВТО предусматривают беспристрастное рассмотрение всех спорных вопросов.

Официальная Астана удачно увязала процесс вступления Казахстана в ВТО с аналогичным процессом в России. Москва тоже несколько лет пытается стать членом организации и, скорее всего, вступит в нее одновременно с нами. Процесс переговоров в соседней стране осложнен тем, что россиянам необходимо найти компромисс в определении экспортных цен на энергоносители. Сейчас они ниже общемировых цен в несколько раз. А значит, могут быть приравнены к субсидированию, что неприемлемо в рамках ВТО. Повышение же цен на энергоносители повлечет за собой повышение себестоимости продукции.

Вступление в ВТО - не панацея от бед и не самоцель. Это возможность продвижения вперед, ведь нашим странам остро необходима не только либерализация торговли, что можно сделать в одностороннем порядке, а и выведение своих экономик на качественно новый уровень. Без членства в глобальной структуре подобное сделать, пожалуй, невозможно.