Тема присоединения Казахстана к ВТО стала практически обязательной на всех совещаниях, касающихся рассмотрения тех или иных вопросов развития страны, перейдя из разряда экономических проблем в область политических. Вместе с тем о самом процессе переговоров имеются очень скудные сведения, породившие массу мифов. Один из таких - о неминуемой гибели отечественного сельхозпроизводителя.
Признавая сельскохозяйственный блок самым трудным, казахстанские переговорщики считают, что правительству удастся отстоять интересы аграриев. О механизме переговоров журналу "Эксперт Казахстан" рассказала член переговорной команды, вице-министр сельского хозяйства Лилия Мусина.
Лилия Мусина
- Лилия Сакеновна, на встрече с сельхозтоваропроизводителями в Костанае президент страны заявил, что Казахстан имеет реальные шансы вступить в ВТО в следующем году. Но со стороны переговорщиков пока такого оптимизма не замечено. Напротив, говорится о сложностях переговоров, в том числе и по сельскохозяйственному блоку...
- Процедура присоединения к ВТО длительна, многопланова и состоит из нескольких направлений. В рамках специальной рабочей группы, в которую входят 38 государств, происходит детальное рассмотрение торгово-политического режима и экономических механизмов присоединяющейся страны на предмет соответствия нормам и правилам ВТО. Параллельно с этим проходят консультации на двустороннем уровне со всеми странами рабочей группы. Переговоры по сельскому хозяйству обычно откладываются на финальную часть. Главные наши переговорщики - ЕС, США, Канада, из так называемой кернской группы - Австралия, Бразилия. С рядом стран уже достигнуто взаимопонимание, с некоторыми - споры затянулись. Со странами ЕС переговоры близки к завершению. США требуют значительных уступок, в частности, по ввозу в Казахстан генетически модифицированной сои. Американские чиновники лоббируют интересы бизнеса, отечественных компаний на любом уровне. Болгария, несмотря на незначительный торговый оборот, выдвигает требования по 700 позициям.
- Но ведь эти страны сами ведут протекционистскую аграрную политику...
- Требования к вступающим странам жестче, чем те, по которым живут страны-основательницы ВТО. Но отстаивание своей позиции - предмет переговоров. Чтобы стало понятно, поясню механизм переговорного процесса. Переговоры по аграрному блоку ведутся по четырем направлениям. Это: доступ на рынок, внутренняя поддержка сельского хозяйства, экспортные субсидии, санитарные и фитосанитарные меры. Эти направления имеют целью экспертизу соответствия законодательства, реальных методов экономики требованиям ВТО и приведения их в соответствие. Предмет переговоров - создание недискриминационного режима торговли, чтобы Казахстан не оказывал предпочтения отечественным товаропроизводителям, как в части тарифной защиты, так и по техническим мерам.
О доступе на рынок
- Говоря о "доступе на рынок", о предоставлении недискриминационного режима торговли для всех стран, как можно защитить отечественного сельхозпроизводителя?
- Если говорить о проблеме доступа на рынок, то основными инструментами защиты внутреннего рынка считаются уровень тарифной защиты, право на введение специальных защитных мер (ССJ), тарифные квоты. Позиция Казахстана - применять более высокий уровень ставок импортных таможенных пошлин по товарам, которые являются чувствительными для аграрного сектора. Это мясная, молочная продукция, злаки, продукция мукомольно-крупяной промышленности, сахар, кондитерские изделия, продукты переработки овощей и фруктов, алкогольные и безалкогольные напитки. Вообще переговоры по доступу на рынок ведутся примерно по 10 тыс. товарных позиций, из которых порядка 3,5 тыс. наименований относятся к сельскохозяйственным товарам. Это 24 укрупненные группы сельхозпродукции и продуктов ее переработки.
- Но производство зерна вряд ли можно считать чувствительным товаром...
- Наиболее чувствительные позиции - основной набор продовольственной корзины. Во-первых, потому что мы сами производим эти товары и можем насытить рынок. По зерну мы имеем достаточный запас конкурентоспособности. А по мясу, молоку - нет. Эти товары чувствительны не потому, что мы неэффективно их производим, а потому, что они составляют основу нашей продовольственной безопасности. Если их вывести из приоритетов, то импортная продукция, более конкурентная в силу большего государственного субсидирования, задавит нашего производителя, и мы попадем в зависимость от импорта.
Право на защиту
- Страны-участницы ВТО заинтересованы в новых рынках сбыта и попытаются снизить наш уровень тарифной защиты. До какого предела мы можем отступать?
- Действующий уровень тарифной защиты достаточно низок, так как основные ставки утверждались в начале 90-х годов для быстрого наполнения рынка. Если его снижать дальше, то с увеличением доли импорта мы будем нести потери. Поэтому шесть лет назад мы начали переговоры с высоких показателей. Страны договариваются по конкретному виду продукции о начальном уровне тарифной защиты на момент вступления, переходном периоде и конечном уровне, выше которого тарифная защита запрещена. Сегодня находимся на следующей позиции: 24,5% - по начальному уровню связывания и 16,9% - по конечному. ЕС практически одобрил предлагаемый нами уровень защиты. С другими странами процесс переговоров идет достаточно интенсивно. Но США настаивают, чтобы конечный уровень по всем товарам был ниже действующих ставок.
- Каков заявленный нами конечный уровень тарифной защиты по сравнению с другими странами?
- Напомню, что уровень тарифной защиты - это предельная величина, и таможенные пошлины могут устанавливаться по каким-то товарам ниже этого значения. В США, например, уровень тарифной защиты 5,5%. Это, вероятно, обусловлено удаленностью их продовольственных рынков от основных мировых экспортеров, конкурентоспособным производством, высокой внутренней поддержкой. По странам ЕС - в среднем 19,5%, что больше нашего, поэтому они более благосклонны. У Австралии, также удаленной от основных производителей, уровень тарифной защиты - 3,3%. У Норвегии, схожей с Казахстаном по структуре экономики, - 23,7%. Латвия имеет средний уровень защиты - 34%, Молдова, Грузия - 12%, Эстония - 18%.
- Как обстоит дело с возможностью применения ССJ - специальных защитных мер?
- Хотя ССJ официально не отменены, вступающим странам не разрешают применять этот механизм. Поскольку сейчас он считается дискриминационным. Мы имеем пожелания от стран-переговорщиков по их отмене. В ходе переговоров Казахстан действует в существующем правовом поле и поэтому отстаивает возможность получения права на введение специальных защитных мер. Этот механизм позволяет в случае, если какая-то страна демпингует, резко превышает средние объемы импорта, без разбирательств вводить специальные защитные меры. Страны стараются оговорить наиболее чувствительные позиции. У некоторых стран таковых набирается до 80. Мы заявили всего 9 - по продуктам, которые составляют продовольственную безопасность - мясо домашней птицы, масло сливочное, растительное, колбасы, сахар. Чтобы не разрушить свое производство, мы должны при демпинге иметь право применить защитные меры.
- У Казахстана мало шансов оговорить в перечне своих обязательств право на применение специальных защитных мер. Какова ситуация с применением тарифных квот?
- Введение тарифных квот тоже находится в плоскости разрешенных механизмов торговой политики. Казахстан на сегодня заявил применение таких квот по мясу птицы. Мы не можем конкурировать с куриными окорочками из Бразилии и США, поэтому просим относительно высокий уровень тарифной защиты, но он не устраивает некоторых наших будущих партнеров по ВТО. Пытаемся найти компромисс на базе введения тарифных квот, как это делают многие страны. Тарифные квоты - это пониженная ставка таможенной пошлины для разрешенных объемов ввоза продукции по сравнению со ставкой для остальной массы импорта. Например, основная ставка по мясу птицы - 55%. Сложившийся объем импорта по мясу птицы 100 тыс. тонн. Мы разрешаем ввозить этот объем, например, по ставке 25%. Все, что будет завезено свыше, будет облагаться по ставке 55%. США это не приветствуют. А поскольку они главные переговорщики, то нам придется еще долго искать компромиссный вариант. Кстати, российский опыт применения тарифных квот на мясо птицы позитивно повлиял на развитие этой отрасли.
Внутренняя поддержка
- Доступ на рынок и внутренняя поддержка - вещи взаимосвязанные. Но при вступлении в ВТО Казахстану придется сокращать объем государственной помощи агросектору, несмотря на то, что по сравнению с другими странами ВТО дотации на один гектар у нас на порядок ниже.
- В ВТО устанавливаются разные требования к развитым и развивающимся странам. В Казахстане ВВП в среднем на душу населения приблизился к 3 тыс. долларов. Хотя ни в каких соглашениях ВТО нет критериев развитой и развивающейся страны, по классификации Всемирного банка мы относимся к развитым странам. Страна считается бедной при среднем доходе 430 долларов на человека. Если же рассматривать уровень доходов сельского населения, то он составляет около 500 долларов на человека. С этой точки зрения доходы сельского населения близки к уровню бедных или развивающихся стран. Поэтому на переговорах по сельскому хозяйству мы просим предоставить нам право использовать некоторые преференции, предусмотренные для развивающихся стран. Такие прецеденты имеются в практике вступления в ВТО других стан...
- Но статус развивающейся страны не выгоден нам на переговорах по промышленности и услугам...
- Да.
- Как в таком случае меняется структура внутренней поддержки агросектора?
- Внутренняя поддержка делится на так называемые зеленую, голубую и желтую корзины. Меры голубой и зеленой корзин не ограничиваются, считается, что эти меры не влияют на цену продукции, поэтому странам разрешается оказывать поддержку в рамках этих программ без ограничений. Прямые субсидии в рамках желтой корзины являются предметом переговоров.
- Что входит в зеленую и голубую корзины?
- Зеленая корзина - это меры, направленные не на поддержание цен производителей, а на так называемые меры общей поддержки сектора: совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, распространение рыночной информации. Кроме того, это содержание стратегических продовольственных запасов, программы регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. Зеленая корзина не связывается обязательствами по сокращению. Голубая направлена на сдерживание производства, и у нас пока не применяется.
- Желтая корзина - это прямые дотации сельхозтоваропроизводителям?
- Желтая корзина - это меры, напрямую влияющие на уровень цен. В том числе прямые платежи и субсидии: за тонну продукции растениеводства, живого веса скота, на приобретение ГСМ, удобрений, гербицидов, семян, а также списание долгов.
- Если по зеленой и голубой нет никаких ограничений, то основная сложность заключается в переговорах по желтой корзине?
- Да. При переговорах устанавливается два режима желтой корзины: de minimis 5 для развитых стран и de minimis 10 для развивающихся стран. Это процент объема государственной поддержки по отношению к валовой стоимости конкретного вида сельхозпродукции. Но 5 и 10% - это крайние позиции. Бывают промежуточные варианты. Например, Китаю дали 8,5%. Казахстан как развитая страна может рассчитывать только на 5%. Но если страна доказывает, что на момент вступления реальный уровень поддержки агросектора больше, чем de minimis 5, или de minimis 10, то вводится показатель - текущий уровень АМП (агрегированные меры поддержки).
Все, что выходит за рамки de minimis, включается в АМП. И именно здесь вводится ограничение. Для развитых стран после вступления в ВТО АМП должны быть сокращены на 20% за 5 лет. АМП плюс de minimis есть сумма желтой корзины. И когда говорят о ее сокращении, имеют в виду АМП.
Еще для развивающихся стран может вводиться специальный дифференцированный режим - программы, направленные на развитие. Эти меры исключаются из желтой корзины и идут без ограничений. Мы также заявили о своем желании иметь право применять специальный режим, но пока страны-переговорщики на это нам согласия не дают. Хотя есть прецеденты, когда развитым странам позволяли применять специальный дифференцированный режим. Например, Китаю разрешено не сокращать объем поддержки в рамках специального дифференцированного режима. Казахстан - реформирующаяся страна, большая часть мер поддержки сельского хозяйства - меры развития.
- А как считается желтая корзина?
- По объему поддержки за определенный период, называемый базовым, рассчитывается в определенной валюте. Хотя это считается техническим вопросом, тут тоже есть свои особенности. Предпочтительнее делать расчеты на основе такого базового периода, в котором господдержка была максимальной, чтобы иметь возможность маневра в будущем. Когда Казахстан подал заявление на вступление в ВТО, за базовый был принят период 1994-1996 годов. По просьбе стран-членов мы изменили базовый период на 1996-1998 годы. Но сейчас нас опять просят изменить базовый период на более свежий. Расчет таблиц по внутренней поддержке очень трудоемкий процесс. Если нам опять поменяют базовый период, то процесс вступления может затянуться еще на пару лет.
- Какая выбрана единица измерения?
- Мы не стали ничего выдумывать, а взяли корзину валют.
Экспортные субсидии и санитарные нормы
- По словам вашей коллеги по переговорам по вступлению в ВТО, вице-министра индустрии и торговли Жанар Айтжановой, чем позже вступает страна, тем жестче ей выдвигаются условия, особенно по сельскому хозяйству. Не получится ли так, что после длительных переговоров мы окажемся в положении той же Киргизии с de minimis 5, и все усилия будут напрасными?
- Это пессимистический вариант. Но, во всяком случае, мы сможем сказать, что боролись. Основная задача переговорщиков - не ухудшить условия поддержки аграрного сектора после вступления в ВТО. А она, кстати, в Казахстане не очень-то и велика. Мы находимся где-то на уровне и ниже самых либеральных стран и во много раз ниже основных экспортеров продовольственной продукции. В Казахстане соотношение между зеленой и желтой корзинами составляет 70:30, и это говорит о достаточно либеральном уровне поддержки сельского хозяйства, его рыночном характере.
- Все-таки хорошо или плохо для сельского хозяйства, что Казахстан вступает в ВТО?
- Я считаю, что это очень позитивный процесс. Казахстан начал понимать, в каких условиях необходимо конкурировать на внутренних и внешних рынках, как надо совершенствовать законодательную политику. Если бы не подготовка к вступлению в ВТО, мы до сих пор не знали бы многих важных деталей. Зная, мы пытаемся выстраивать правильную аграрную политику. Но здесь важно, чтобы не получилось как в известном анекдоте, чтобы процесс стал важнее результата. Именно на достижение оптимального результата и направлены усилия переговорной команды.