Активизация политической жизни в республике стала причиной того, что парламентарии, чиновники и оппозиционеры спешно решили стать ньюсмейкерами. Опуская достаточно непонятные истории с поджогом офиса оппозиции в одном из областных центров и отказом печатать оппозиционные газеты в алматинской типографии, можно констатировать: заработать дополнительные очки оппоненты нынешней власти решили на более понятном для большинства потенциальных избирателей - на нефти и газе. К этой затее присоединились мажилисмены, в частности, лидер партии "Асар" (одновременно глава ее фракции в мажилисе) Дарига Назарбаева. Понятно, что г-жа Назарбаева борется не за голоса избирателей. Она выступает за соблюдение интересов государства и ратует за национальную безопасность. Однако по любопытному стечению обстоятельств реализация проектов "Назарбаева против PetroKazakhstan" и "Оппозиция против компании "Разведка Добыча КазМунайГаз" началась именно сейчас, в политически активный осенний сезон. При том что истории с PetroKazakhstan и "КазМунайГазом" уже давно обсуждаются среди экономически активных представителей общественности.
Один из активистов блока "За справедливый Казахстан" Ораз Жандосов говорит, что продажа 49% акций АО "Разведка Добыча КазМунайГаз" (РД КМГ) на Лондонской фондовой бирже "не имеет никакого экономического или иного смысла и целесообразности". Г-н Жандосов предлагает взамен продать 15-20% акций РД КМГ на внутреннем рынке, чтобы накопительные инвестиционные фонды и другие отечественные инвесторы могли приобрести "ликвидные и привлекательные активы" добывающих компаний. Кроме того, выяснилось, что оппозиция выступает против продажи PetroKazakhstan китайской China National Petroleum Corp (CNPC). Ораз Жандосов озвучил наиболее популярную версию дальнейшего развития событий, которой придерживаются и большинство казахстанских чиновников ("Эксперт Казахстан" писал об этом в 17): "КазМунайГаз" обязан выкупить у Petro имущественный комплекс Шымкентского нефтеперерабатывающего завода, дабы не отдать его в руки китайцев.
Дарига Назарбаева решила идти еще дальше и предложила забрать у PetroKazakhstan лицензию на разработку Кумкольской группы месторождений, основного актива этой компании на территории Казахстана. По словам г-жи Назарбаевой, компания PetroKazakhstan Kumkol Resources, работающая в Кызылординской области, наносит своей деятельностью "экономический и экологический ущерб" Казахстану. Причины недовольства деятельностью PetroKazakhstan известны давно. Канадская компания не соблюдала экологические нормы, отказывалась поставлять ГСМ по льготным ценам во время посевных и уборочных работ, в то время как аффилированным лицам поставляла топливо по заниженным ценам. Г-жа Назарбаева в дополнение выразила сомнение по поводу добросовестного выполнения PetroKazakhstan своих инвестиционных обязательств: ранее канадцы обещали вложить в развитие своих проектов в Казахстане более 400 млн долларов. Суммировав все минусы, лидер "Асара" предложила отозвать у PetroKazakhstan лицензию на Кумколь.
Министр охраны окружающей среды Казахстана Айткуль Самакова, в свою очередь, поручила своим подчиненным рассмотреть предложение Дариги Назарбаевой именно с экологической точки зрения. Наиболее серьезная претензия - сжигание попутного газа в факелах. По заверениям PetroKazakhstan, эта практика уже давно прекращена, что, в частности, привело к снижению объемов добычи нефти. Г-жа Самакова подтверждает, что в последнее время взаимоотношения правительства и PetroKazakhstan улучшились, однако спорные вопросы все же остаются.
Жаль, что информация о котировках акций PetroKazakhstan после заключения соглашения с CNPC перестала появляться в открытом доступе. Интересно было бы посмотреть, на сколько процентов они упали бы в цене после заявления Дариги Назарбаевой и комментария Айткуль Самаковой. Несмотря на то, что сотрудники PetroKazakhstan уверяют, что уже привыкли к подобным "наездам", а потому спокойно относятся к высказываниям "представителей общественности", нервозность все же чувствуется. Уверен, что насторожилась и китайская компания, тем более что у нефтяных компаний из КНР большой, но печальный опыт в сотрудничестве с крупнейшими нефтяными державами. И то, что происходит сейчас в нашей стране, явно должно напомнить ситуацию с американской компанией Unocal. В США, правда, власти нашли в себе решимость прямо отказать в приобретении Unocal китайской CNOOC.
В Казахстане чиновники, судя по всему, менее решительны. Заявленная дата озвучивания официального отношения к сделке между PetroKazakhstan и CNPC (до середины сентября) уже минула, но никакой ясности в этом вопросе так и не наступило. В подвешенном состоянии оказалась и индийская компания Oil and Natural Gas Corporation, успевшая заявить до выступления в парламенте Дариги Назарбаевой о своем желании продолжить борьбу за активы PetroKazakhstan. За что теперь бороться - непонятно. Отберут Кумколь, отберут Шымкентский НПЗ... Платить более 4 млрд долларов за оставшиеся малоценные активы по меньшей мере несолидно.
Для депутатов и оппозиции вышеупомянутые выступления - это, по большей части, популизм. Причем не только в отношении добывающих компаний. Чего стоят, к примеру, требования того же Ораза Жандосова, под которыми, я уверен, подпишутся все автомобилисты Казахстана в условиях постоянно растущих цен на бензин - "КазМунайГаз" должен полностью обеспечивать внутренние потребности страны в дизельном топливе, мазуте и бензине по регулируемым государственным ценам, как это происходит в государствах Восточной и Юго-Восточной Азии. Однако хотелось бы услышать и позицию правительства по наиболее обсуждаемым сегодня нефтегазовым темам. Но только такую позицию, которую можно было бы назвать не популистским шагом, но национальной стратегией по развитию нефтегазовой отрасли республики, в которой было бы четко объяснено, готов ли Казахстан отстаивать собственные интересы. Причем желательно их отстаивать не в ущерб интересам иностранных инвесторов.