Разменные монеты

Дмитрий Глумсков
17 октября 2005, 00:00

Страны Центральной Азии вновь оказались втянуты в геополитические разборки России и США. На фоне перетягивания Узбекистана из одной сферы интересов в другую Казахстан, придерживающийся стабильного внешнеполитического курса, может получить двойную выгоду

Стремительный вояж государственного секретаря США Кондолизы Райс по странам Центральной Азии (за три дня она посетила Киргизию, Казахстан, Таджикистан и Афганистан) заставил говорить о том, что американское руководство спешно ищет меры противодействия России, проведшей в последние дни несколько плодотворных акций по привлечению в "пророссийскую" орбиту стран нашего региона. Это и переговоры президента России Владимира Путина с таджикским президентом Эмомали Рахмоновым, и встреча в Санкт-Петербурге глав государств-членов организации "Центрально-азиатское сотрудничество" (ЦАС), не менее успешно совмещенная с празднованием дня рождения г-на Путина, и желание Узбекистана стать членом ЕврАзЭС.

Только отметили юбилей

Результаты саммита в Санкт-Петербурге можно назвать неожиданными, хотя подобное развитие событий (слияние ЦАС с более крупной структурой, ЕврАзЭС) прогнозировалось еще в мае прошлого года, когда президенты Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана во время 10-го, юбилейного саммита приняли в свою узкорегиональную организацию Россию.

В 1994 году президенты стран Центральной Азии решили создать организацию "Центральноазиатское экономическое сотрудничество". Три года назад из названия убрали слово "экономическое", дабы не сужать рамки взаимоотношений между странами. Впрочем, ничего реального в рамках организации создать не удалось. Стороны постоянно обсуждали различные варианты интеграционных процессов (создание общего рынка, водно-энергетического консорциума etc), но дальше обсуждения дело, как правило, не продвигалось. Виной тому и разные весовые категории стран-участников (Казахстан и Узбекистан никак не могли прийти к согласию по ряду вопросов с более мелкими Киргизией и Таджикистаном), политические амбиции президентов и их политическая ориентация (в те годы официальный Ташкент придерживался "прозападного" направления). Формальное существование ЦАС признавал Нурсултан Назарбаев: "Мы подписывали много различных документов, но продвижения не было, поэтому пора от слов перейти к делу".

Россия, которая любит входить в различные интеграционные блоки, к ЦАС, а точнее, к ЦентральноАзиатскому региону, присматривалась давно. Зачем потребовалось предоставлять ей членство в организации, так и осталось неясным, если не считать официального "в целях более тесного сотрудничества со странами Центральной Азии". Однако именно год назад и начался процесс распада ЦАС, который привел к тому, что в итоге этой региональной структуры не стало. "Даже присутствие России в ОЦАС не смогло сделать эффективной эту организацию и сдвинуть входящие в нее государства с эгоистических позиций", - говорит российский политолог Андрей Грозин.

На первый взгляд объединение логично. Состав Евразийского сообщества, по сути, это состав организации "Центральноазиатское сотрудничество" плюс Белоруссия. И многие функции оказались дублирующими друг друга. Нурсултан Назарбаев говорит о том, что объединение "снимает дублирование, сокращает затраты и в финансовой области, и затраты времени президентов, и полностью отвечает интересам стран-участников интеграционного процесса". По Назарбаеву, "интеграция, сжимаясь, приобретает все новое и новое качество". Поэтому слияние должно упорядочить процесс объединения. Однако жаль, что Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан все же лишились своей региональной организации. Внутри региона осталось много нерешенных проблем, которые только-только начали было разрешаться. Теперь же нам опять предстоит решать более глобальные проблемы.

Принципиальный поворот Узбекистана

В Санкт-Петербурге произошло еще одно знаковое событие. Узбекистан окончательно решил дружить с Россией и подал заявление о вступлении в ЕврАзЭС. Прежде официальный Ташкент подчеркнуто дистанцировался от интеграционных процессов, предпочитая вести самостоятельную, но во многом "прозападную" игру. Но последние события - конфликт в Андижане в мае этого года, требование о выводе авиабазы НАТО с территории страны, ответное введение экономических санкций США и Евросоюза в отношении режима Ислама Каримова - вынудили правительство Узбекистана искать себе новых друзей.

Г-н Каримов объясняет желание Узбекистана вступить в ЕврАзЭС "принципиальными моментами". По его словам, это решение является "логическим развитием интеграционных процессов на постсоветском пространстве и может иметь поворотное значение для развития экономической интеграции в постсоветском пространстве".

Казахстанские политологи называют решение Ислама Каримова "вынужденным геополитическим шагом". А президент Белоруссии Александр Лукашенко объясняет действия Ташкента тем, что прежде узбеки "бегали не туда, куда нужно". Теперь же, "если у государств ЕврАзЭС будет воля, мы здесь хоть экономически продвинемся".

Решение о принятии Узбекистана в члены ЕврАзЭС будет принято на внеочередном саммите глав государств сообщества, который может пройти уже в ближайшее время. До этого момента правительству страны необходимо в общих чертах скорректировать внутреннее законодательство в соответствии с требованиями ЕврАзЭС, в том числе в области финансовой системы и таможенного регулирования.

Себя показать, регион посмотреть

Госсекретарь США Кондолиза Райс прежде в странах Центральной Азии не была (хотя ее приезд несколько раз анонсировался в соседней Киргизии, в последний раз - в связи с инаугурацией президента Курманбека Бакиева). Экс-министр иностранных дел Киргизии Муратбек Иманалиев увязывает поездку г-жи Райс с существующими финансово-экономическими, но прежде всего военно-политическими интересами США в регионе.

Существует также версия о том, что Кондолиза Райс должна определиться с тем, в какую из стран ЦА передислоцировать "узбекскую" базу НАТО. Решение этой проблемы до госсекретаря пытались решить другие высокопоставленные чиновники американской администрации, в частности министр обороны США Дональд Рамсфелд, но потерпели неудачу. Эмомали Рахмонов заявил, что на территории Таджикистана авиабазы НАТО не будет. Начальник управления информации МИД Таджикистана Игорь Сатаров подтвердил, что руководство страны не намерено обсуждать с Кондолизой Райс вопрос о размещении военной базы.

Еще один потенциальный кандидат, Казахстан, также не рассматривает подобные предложения. Поэтому США необходимо либо расширять свое присутствие в Киргизии, чему противятся власти этой страны, либо уговаривать президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Однако в последнем случае Америка рискует попасть под общественный прессинг: режим г-на Ниязова весьма непопулярен из-за нарушений прав человека и авторитарного стиля правления.

Директор Группы оценки рисков политолог Досым Сатпаев сообщил "Интерфаксу Казахстан", что визит Кондолизы Райс в Центральную Азию преследует цель восстановить былые стратегические позиции США в регионе. "США очень осторожно и с опасением относятся к последним тенденциям, которые наблюдаются в Центрально-Азиатском регионе. Эти тенденции связаны с тем, что США начинают терять здесь свое былое влияние и стратегические позиции", - считает он.

Политолог Ерлан Карин говорит, что Казахстан может надеяться на рост "позитивных отношений" Казахстана и США, учитывая охлаждение между Ташкентом и Вашингтоном. "Сейчас США очень важно продемонстрировать Узбекистану, что Ташкент не является единственным стратегическим партнером для США в этом регионе", - уверен он. "Уже сам выбор мест, куда Райс едет (Киргизия, Казахстан, Таджикистан), а куда ехать не собирается (Узбекистан и Туркмения), показывает, что США намерены поделить для себя этот регион на государства, которые будут отнесены к странам-изгоям, и на государства, которые можно попытаться призвать к проведению демократических реформ и подтянуть к своим демократическим стандартам", - говорит Андрей Грозин.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров убеждает в том, что между Россией и США нет противостояния интересов в Центральной Азии. "Мы имеем законные интересы на центральноазиатском пространстве. При этом наши западные партнеры понимают эти интересы. Одновременно признавая законные интересы Запада в регионе Центральной Азии, в России, конечно, заинтересованы, чтобы эти интересы претворялись транспарентными методами", - объясняет г-н Лавров. И говорит о том, что намерен посетить страны Центральной Азии во второй половине октября, вслед за Кондолизой Райс. Вероятно, для того чтобы нивелировать впечатления глав государств Центральной Азии от общения с госсекретарем США.