Каспийское море было, есть и останется в будущем регионом масштабных и локальных конфликтов. Практически все крупные нефтеносные районы мира уже распределены среди добывающих компаний. Шельф Каспия - одно из последних мест, где можно застолбить свое присутствие. И этот процесс будет происходить по максимально жесткому сценарию. Максимально жесткому, потому что все пять государств Прикаспийского бассейна так и не пришли к единому согласию о том, как разрабатывать богатства Каспия.
Помимо борьбы за право обладания нефтегазовыми месторождениями (Азербайджан и Туркмения, к примеру, не могут поделить три месторождения), нестабильность в регионе могут спровоцировать и геополитические интересы крупных мировых держав. США, объявившие, что Каспийское море входит в зону их стратегических интересов, подобное заявление объясняют просто: дефицит углеводородов заставляет Америку искать новые места для добычи нефти. Нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, построенный при активном участии американской стороны (администрация Джорджа Буша даже предложила разместить в Азербайджане и Грузии военные базы для защиты нефтепровода), стало одним из последних проектов по укреплению США в этом регионе. Россия, второй крупный игрок, сосредоточила свои усилия на реализации совместных проектов с Казахстаном и пытается вести политическую игру с Азербайджаном. Туркмения и Иран проводят самостоятельную политику, предпочитая отстаивать национальные интересы.
Помимо того что Прикаспийский регион нестабилен из-за возможных конфликтов за обладание углеводородами, он нестабилен изначально. Политическая ситуация в странах региона неустойчива, и любое внешнее вмешательство может привести к нарушению ныне существующего, пусть хрупкого, но все же баланса взаимоотношений. Намеченные на 6 ноября парламентские выборы в Азербайджане стали примером того, как можно дестабилизировать ситуацию в отдельно взятой стране. Митинги оппозиции, массовые аресты оппонентов действующего президента Ильхама Алиева, почти полная смена персоналий в правительстве (арестованы или, в лучшем случае, сняты со своих должностей около 10 министров) - все это привело к тому, что в стране заговорили о возможности очередной "цветной" революции. Г-н Алиев, придерживающийся политики паритета в отношениях с США и Россией, явно не может определиться с тем, кому из этих стран отдать свое национальное предпочтение.
Еще один островок нестабильности - Иран. Администрация Буша, в которой преобладают "ястребы", уже давно вынашивает планы по свержению власти в этой стране. После того как на недавних президентских выборах победил ярый антиамериканист и консерватор Махмуд Ахмадинеджад, противостояние США, на стороне которого выступает Европейский союз, и Ирана, в определенной степени поддерживаемого Россией, еще более усилилось. Камень преткновения - иранская программа производства обогащенного урана, которая позволит этой стране уже в ближайшие годы поставить на вооружение ядерное оружие. Возможность повторения в Иране "иракского" сценария мировым сообществом оценивается как "весьма высокая". Если бы подразделениям НАТО удалась более успешная операция в Ираке, вполне вероятно, что уже сегодня мы стали бы свидетелями вторжения в Иран. Однако сейчас войска коалиции застряли в Ираке, открытие второго, иранского фронта, явно не по силам Вашингтону.
Остается неопределенной ситуация в Туркмении. Сапармурат Ниязов, обладающий статусом пожизненного президента, заявил о своей готовности провести в стране выборы главы государства. Однако произойдет это не ранее, чем в 2009 году. За оставшиеся четыре года политическая карта Туркмении, окрашенная сейчас исключительно в президентские тона (оппозиция в этой стране отсутствует), может претерпеть значительные изменения.
Правительство Казахстана делает упор на решение проблем собственно Каспийского моря: разделение на национальные секторы, демилитаризация, экология etc. Однако очевидно, что в ближайшее время мы можем быть вовлечены в разрешение политических конфликтов в прикаспийских государствах. Если прежде Казахстан мог не обращать внимания на то, что происходит в других местах планеты, к примеру, по причине отдаленности от зоны конфликта, тревожные симптомы нестабильности в регионе Каспия касаются нашей страны напрямую.